
05.11.2025
Государственные и муниципальные закупки
(блок Федерального закона № 44-ФЗ)
1. Президент поручил обеспечить применение экспериментального правового режима осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
в сфере общего образования, среднего профессионального образования
на отечественных цифровых платформах электронной коммерции, имеющих
на территориях более чем половины субъектов Российской Федерации инфраструктуру для доставки товаров.
Где читаем? Перечень поручений по итогам Восточного экономического форума, состоявшегося 05.09.2025.
2. Минпромторг России подготовил поправки в ППРФ № 1875.
Проектом постановления предлагается дополнить товаров, на которые распространяются запреты и ограничения на закупку иностранной продукции.
Запрет на закупку: холодильные прилавки и витрины, оборудование для мойки и упаковки, переработки молока, зерна, овощей, мяса, птицы, виноделия и кондитерской промышленности, а также мармиты, жарочные поверхности и сушилки.
Ограничения на закупку: оборудование для производства макарон, сахара, пива, переработки плодов, овощей, чая, кофе, напитков и рыбных продуктов.
Общественное обсуждение документа продлится до 07.11.2025.
Где читаем? проект постановления (ID 161657)
3. Минпромторг разработал проект изменений в ППРФ № 719, направленный на уточнение критериев отнесения ряда изделий автомобильной электроники к промышленной продукции российского происхождения.
Проектом постановления вводится балльная система оценки уровня локализации производства автомобильной электроники на территории Российской Федерации в части:
аппаратуры спутниковой навигации;
алкозамков;
технических устройств, работающих на основе технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, устанавливаемых на транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
электронных датчиков для автомобильной промышленности.
Также проектом постановления корректируется существующая система оценки уровня локализации электронных блоков управления.
Общественное обсуждение документа продлится до 07.11.2025.
Где читаем? проект постановления (ID 161120)
4. Минздрав разработал проект постановления, предусматривающий продление до 2036 года особенности обращения лекарств и медизделий, введенные в период санкций.
Проектом продлеваются до 2036 года в том числе:
регистрационные удостоверения на лекарства, применяемые в условиях угрозы или ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при лечении социально значимых и опасных заболеваний;
удостоверения и разрешения на медицинские изделия, предназначенные для использования при военных действиях, воздействии неблагоприятных химических, биологических и радиационных факторов;
документы, выданные в рамках особого порядка обращения медизделий, введённого в связи с риском их дефицита из-за ограничительных мер против России.
Общественное обсуждение документа продлится до 11.11.2025.
Где читаем? проект постановления (ID 161726)
5. ФАС России дала разъяснения по вопросу указания в составе заявки несколько товарных знаков в отношении одной позиции товара.
При подаче заявки на участие в закупке участник должен указать сведения о товаре, включая его характеристики и товарный знак, если он имеется.
Товарный знак является существенным условием контракта, поэтому стороны должны достичь соглашения именно по нему. Если в заявке указано несколько товарных знаков, возникает неопределённость относительно того, какой товар предлагается, и это означает отсутствие согласования по существенному условию.
Таким образом, в заявке следует указывать один конкретный товарный знак. Если же несколько указанных знаков обозначают один и тот же товар и не создают вариативности, это допускается. Участник закупки должен представлять достоверные сведения о товаре, подтверждённые документами, например, свидетельством на товарный знак. Комиссия по закупке принимает решение о допуске или отклонении заявок, руководствуясь извещением и требованиями законодательства.
Где читаем? Письмо ФАС России от 20.10.2025 № ГР/98772/25
6. Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что Заказчики закупок по Закону № 44-ФЗ обязаны проверять информацию о соответствии участников закупок ряду требований,
установленных статьей 31 №44-ФЗ и отклонять заявки в случае выявления недостоверной информации содержащейся в них, в т.ч. об опыте участников электронных конкурсов.
При этом, в случае, если Заказчик не получил доказательств недостоверности представленных сведений и наступил срок для заключения контракта, Заказчик обязан заключить контракт и продолжить ожидать ответы на запросы либо направлять новые.
Заказчик не ограничен в проверке достоверности представленных сведений и на стадии исполнения контракта и обязан принять решение об одностороннем отказе если получит объективное подтверждение недостоверности сведений. В ином случае, при установлении антимонопольным органом недостоверной информации в заявке участника закупки и бездействии в проверке такой информации заказчика, в его действиях будет установлено нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 № 44-ФЗ.
Где читаем? Определение Верховного суда РФ № 305-ЭС25-10856 по делу №А40-264838/2024, Решение АС города Москвы от 21.02.2025 по делу
№А40-264838/2024
Закупки отдельными видами юридических лиц
(блок Федерального закона № 223-ФЗ)
1. Правовые позиции судов по делам об оспаривании закупок
в рамках Закона № 223-ФЗ
Предприниматель оспаривал в суде договор на поставку товара, заключенный муниципальным учреждением с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур, требуя признать его ничтожным
и применить последствий недействительности. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали в удовлетворении иска, указав, что истец не доказал наличие у него охраняемого законом интереса, поскольку
его основная деятельность не связана с предметом договора, и он не мог быть потенциальным участником закупки.
Верховный Суд Российской Федерации отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения, не усмотрев существенных нарушений.
Где читаем? Определение Верховного суда РФ № 306-ЭС25-10834 по делу № А12-22297/2024, Постановление АС Поволжского округа от 16.07.2025 по делу №А12-22297/2024
2. Правовые последствия существенных нарушений при проведении торгов
Техническая ошибка заказчика при расчете рейтинга заявок, повлиявшая на определение победителя закупки, признается существенным нарушением порядка проведения торгов. Это является основанием для отмены торгов
и заключенного договора с приведением сторон в первоначальное положение через механизм двусторонней реституции. Отказ высшей судебной инстанции в пересмотре дела подтверждает устоявшуюся практику, согласно которой подобные нарушения не могут быть оставлены без правовых последствий.
Где читаем? Определение Верховного суда РФ № 309-ЭС25-10063, Решение АС Свердловской области от 13.12.2024 по делу № А60-50930/2024
3. Нарушение правил национального режима в корпоративных закупках
Корпоративный заказчик провел аукцион на поставку электрооборудования, допустив к участию только субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП). Его действия были обжалованы в УФАС
как неправомерное установление «защитных мер». Управление признало закупку нарушающей закон, указав, что в документации был ошибочно установлен приоритет российских товаров согласно утратившему силу Постановлению Правительства № 925. Поскольку закупка была размещена
в ЕИС 25 сентября 2025 года, уже после вступления в силу нового Постановления № 1875, требование о предоставлении приоритета товарам российского происхождения являлось неправомерным.
Где читаем? Решение Московского УФАС России от 24.10.2025 по делу
№ 077/07/00-12932/2025
Земельно-имущественные торги
1. Изменения порядка аренды земельных участков для участников СВО.
Законопроект вводит специальные гарантии для участников СВО
и контртеррористических операций, которые являются арендаторами
или ссудополучателями государственных или муниципальных земельных участков. На период участия в операции договор аренды или безвозмездного пользования считается возобновленным на неопределенный срок,
а уполномоченный орган лишается права на односторонний отказ от данного договора. Это обеспечивает сохранение права пользования земельным участком. После возвращения из зоны боевых действий в течение одного года вышеуказанный гражданин имеет право заключить новый договор аренды
или безвозмездного пользования, подав соответствующее заявление.
Законопроект направлен на дополнительную защиту имущественных прав указанных категорий граждан.
Где читаем? Законопроект № 1050636-8
2. Судебный спор о праве на выкуп арендованных земельных участков без торгов
Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением
о признании недействительными решения и постановлений местной администрации об отказе в предоставлении в собственность без торгов двух земельных участков, ранее арендованных им. Администрация отказала, ссылаясь на существенное превышение площади участков над площадью расположенных на них объектов недвижимости. Суд первой инстанции
и апелляционный суд отказали в удовлетворении требований, указав,
что предпринимателем не представлено доказательств, обосновывающих необходимость столь значительной площади участков для эксплуатации
его недвижимости. Суды пришли к выводу, что отказ соответствует закону, поскольку не лишает предпринимателя права на выкуп участка, но лишь
в размере, соответствующем требованиям законодательства.
Где читаем? Решение АС первой инстанции от 22.05.2025 по делу
№ А38-127/2025, Постановление первого АС от 08.10.2025 по делу № А38-127/2025
Источник Ссылка