ПРАВОВОЙ ОБЗОР 23.12.2024 - 27.12.2024


image

28.12.2024

Государственные и муниципальные закупки

(блок Федерального закона № 44-ФЗ)

 

  1. Опубликованы Федеральные законы от 26.12.2024 № 484-ФЗ, № 494-ФЗ с изменения в Закон № 44-ФЗ

Федеральными законами предусматривается:

1) продление действующих частей 56, 631, 651 статьи 112 Закона № 44-ФЗ
до 01.01.2026 и частей 652, 72 статьи 112 Закона № 44 до 31.12.2025;

2) изменение периода (с 31.12.2026 на 31.12.2025) в отношении закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, в течение которого не действуют ограничения размера годового объема закупок, установленные пунктом 1 части 10 статьи 24 Закона № 44-ФЗ;

3) переходные положения для совместных конкурсов по результатам которых будут заключаться контракты со встречными инвестиционными обязательствами;

4) запрет на заключение контрактов без соблюдения письменной формы;

5) возможность заключать цифровой контракт при любом основании неконкурентной закупки;

6) возможность подтверждать соответствие требованию универсальной предквалификации контрактами, исполненными в рамках проведённой совместной закупки;

7) исключение обязанности заказчика указывать срок и стоимость каждого этапа исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки;

8) включение в РК ГИС ЕИС всех контрактов по Закону № 44-ФЗ.

Федеральные законы вступают в силу с 01.01.2025, за исключением некоторых положений.

Где читаем?

Федеральный закон № 484-ФЗ, Федеральный закон № 494-ФЗ

 

  1. Установлены меры по предоставлению национального режима при осуществлении закупок

25.12.2024 опубликовано постановление Правительства РФ от 23.12.2024
№ 1875 (далее – постановление), которое устанавливает меры и порядок
по предоставлению национального режима при осуществлении закупок в рамках Закона № 44‑ФЗ и Закона № 223‑ФЗ (во исполнение положений Федерального закона
от 08.08.2024 № 318‑ФЗ).

Постановление устанавливает:

1) запрет и ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых
при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих
из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

2) преимущества в отношении товаров российского происхождения;

3) минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 223‑ФЗ.

Кроме того, постановление утверждает требования к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, порядок формирования и размещения такого отчета в ЕИС.

Постановление вступает в силу с 01.01.2025, за исключением отдельных положений, и применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС, приглашения принять участие в которых направлены, либо контракты (договоры) с единственными поставщиками заключены после дня вступления в силу постановления.

Где читаем?

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875

 

  1. Минфин России разъяснил, с какого момента обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) считаются прекращёнными

Обязательства исполнителя по контракту, обеспеченные независимой гарантией, могут считаться прекращёнными после размещения им в ЕИС документа о приёмке, который впоследствии подписан заказчиком.

Датой прекращения таких обязательств считается дата передачи товара, окончания выполнения работ или оказания услуг, указанная в документе о приёмке, формируемом поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

При расторжении контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения обязательства исполнителя
по контракту считаются прекращёнными соответственно:

1) с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения;

2) с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора, если этим решением не предусмотрена дата, с которой обязательства считаются прекращёнными;

3) с момента вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе
от исполнения контракта (часть 13 статья 95 Закона № 44-ФЗ и пункт 2 статьи 453 ГК РФ).

Где читаем?

Письмо Минфина России от 18.12.2024 № 24-06-06/127983

 

Закупки отдельными видами юридических лиц

(блок Федерального закона № 223-ФЗ)

 

  1. Постановлением Правительства Российской Федерации установлены меры и порядок по предоставлению национального режима при осуществлении закупок

Положения соответствующего постановления устанавливают порядок применения механизмов запрета, ограничения и преимущества к товарам, происходящим из иностранных государств, а также к работам и услугам, выполняемым иностранными лицами.

Обязанность закупать отечественные товары в минимальной обязательной доле сохранена только для отдельных заказчиков по Закону № 223-ФЗ.

Где читаем?

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875

 

  1. В Госдуму внесен законопроект по внесению изменения
    в Федеральный закон «О защите конкуренции» предусматривающий создание государственной информационной системы (ГИС) по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений

ГИС будет содержать информацию о рисках заключения и реализации ограничивающих конкуренцию соглашений на основе обработки сведений
о торгах, о хозяйствующих субъектах и об осуществляемой предпринимательской деятельности на товарных рынках, а также иной информации, в том числе содержащейся в информационных системах, определяемой Правительством.

Предполагается, что оператором системы станет ФАС России.

Где читаем?

Законопроект № 801033-8

 

  1. Минфин разъяснил аспекты применения Закона № 223-ФЗ
    в части реализации национального режима

В положении о закупке заказчики самостоятельно определяют порядок реализации требований пункта 1 части 2 статьи 3.1-4 Закона № 223-ФЗ.

Положения распространяются на все закупки, проводимые заказчиком
как конкурентными, так и неконкурентными способами, включая закупки
у единственного поставщика.

Реализация мер «ограничение» и «преимущество» возможна
при условии, что подана хотя бы одна заявка, предлагающая поставку товара российского происхождения, соответствующего установленным требованиям.

Где читаем?

Письмо Минфина России от 10.12.2024

 

  1. Суд апелляционной инстанции признал незаконным решение ФАС
    России о том, что требование заказчика о наличии производственных мощностей при подаче заявок является излишним

В закупке на поставку моторного топлива по смарт-картам заказчик установил требование о наличии в собственности (на ином основании) участника автозаправок и виртуальных топливных карт для исполнения договора.

Антимонопольный орган и суд первой инстанции признали это требование лишним, поскольку оно налагает на участника дополнительные финансовые обязательства и ограничивает конкуренцию, а также, факт отсутствия на момент подачи заявки таких мощностей, не означает, что договор нельзя исполнить качественно.

Суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии в действиях заказчика нарушения действующего законодательства, указав, что спорные условия закупочной документации установлены в целях исключения риска неисполнения договора, не носят дискриминационный характер и в равной мере применяются
ко всем участникам закупки.

Где читаем?

Постановление 9 ААС от 09.12.2024

 

Земельно-имущественные торги

 

  1. Опубликован Федеральный закон от 26.12.2024 № 485-ФЗ о внесении изменений в правовой режим зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ)

Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства в сфере землепользования и градостроительства, уточнение и систематизацию положений
о зонах с особыми условиями использования территории. Изменения призваны упростить процедуру согласования, учитывать интересы собственников земельных участков и объектов недвижимости, а также повысить безопасность использования территорий вблизи различных объектов.

Где читаем?

Федеральный закон от 26.12.2024 № 485-ФЗ

  1. Советом Федерации одобрен закон, которым внесены изменения
    в порядок проведения аукционов по продаже или аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Данным законопроектом сокращаются сроки:

1) подготовки земельного участка на торги (было 2 месяца – стало 30 дней);

2) приема заявок (было 30 дней – стало 10 рабочих дней);

3) заключения договора (было 10 дней – стало 5 дней);

4) срок направления договора на подписание (было 10 дней - стало 5 дней);

5) срок подписания договора (было 30 дней - стало 10 рабочих дней).

Законопроект также позволяет уполномоченным органам на стадии приема заявок вносить изменения в извещения для исправления технических ошибок
без пересмотра существенных условий договора и предмета аукциона.

В случае отсутствия заявок на аукцион уполномоченный орган вправе продлить срок подачи заявок.

Законопроект в случае его подписания вступит в силу с 01.03.2025.

Где читаем?

Законопроект № 659262-8

 

  1. Вопросы, связанные с установлением границ земельных участков, определением и разграничением прав на земельные участки, не могут быть рассмотрены антимонопольным органом в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции

Где читаем?

Решение Московского областного УФАС по жалобе № 44211/24

 

Источник Ссылка

Новости