**"Смерть Тузенбаха" в Театре на Бронной: Константин Богомолов о нравственном выборе в условиях войны**


image

12.05.2025

В Театре на Бронной состоялась премьера нового спектакля Константина Богомолова под названием «Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши». Действие постановки разворачивается в 1944 году и фокусируется на жизни Ольги Прозоровой-Фрост и её дочерей, Ирине и Маше, которые эмигрировали после революции и теперь живут в эстонском городке, освобождаемом советскими солдатами от нацистской оккупации.

Основные события спектакля охватывают всего три дня, но за это время раскрываются множество секретов и тайн. Виновные в преступлениях получают по заслугам, и, хотя в начале постановки присутствует элемент юмора, к середине зрители сталкиваются с ужасом тех дней, когда бесчеловечность и жестокость становятся главными темами. В условиях войны каждое действие имеет значение: оно либо сохраняет человечность, либо превращает человека в чудовище.

Константин Богомолов создал неожиданный текст, который можно назвать манифестом, исследующим нравственный выбор людей в условиях войны. Спектакль ставит важные вопросы: возможно ли закрыть глаза на ужасы войны и оправдать свои действия отсутствием выбора? Как можно объяснить сочувствие врагам и помощь им в условиях, когда каждое решение становится вопросом жизни и смерти?

Барон Тузенбах, один из персонажей, задаёт вопрос о том, почему его арестовали из-за значка СС, утверждая, что он ничего не сделал. Однако этот значок символизирует согласие с ужасами, которые творит нацистская армия. В спектакле подчеркивается, что в жизни человека, особенно во время войны, нет ничего случайного. Есть лишь белое и черное, и различия между ними очевидны.

Ключевая фраза Тузенбаха о желании быть «больше, чем просто человеком» звучит особенно страшно на фоне войны и всех совершенных преступлений. Это утверждение кажется нелепым и глупым, когда исходит от человека, который сдался и принял возможность стать чудовищем. Война расставляет все по местам и ставит перед выбором: что значит оставаться человеком в чудовищных обстоятельствах?

Спектакль также поднимает вопрос о том, насколько ум и интеллигентность могут оправдать злодейства. Персонажи говорят на нескольких языках, рассуждают об Аристотеле и ведут себя как образованные люди, но их ум лишь объясняет и оправдывает преступления. Создатели спектакля утверждают, что такие умы становятся опорой фашизма и не менее страшны, чем те, кто непосредственно совершает насилие.

Смерть Карла Фроста, который наблюдал за пытками, символизирует конец псевдофилософии и псевдоученого, который не смог справиться с реальностью. В спектакле звучит суровая, но справедливая мысль о том, что «инфекцию» следует выжигать навсегда, подчеркивая необходимость осознания и ответственности за свои действия в условиях войны.

Источник Ссылка

Новости