
11.08.2025
Государственные и муниципальные закупки
(блок Федерального закона № 44-ФЗ)
1. Внесены изменения в ППРФ № 719.
08.08.2025 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2025 № 1182 «О сроке действия реестровых записей реестра российской промышленной продукции», вносящее изменения в ППРФ № 719.
Вносятся изменения, увеличивающие срок действия реестровой записи из реестра российской промышленной продукции с 3 до 5 лет.
Кроме того, реестровые записи из реестра российской промышленной продукции, сформированные до вступления в силу постановления, действительны в течение 5 лет со дня их формирования при условии соответствия промышленной продукции требованиям.
ППРФ № 1182 вступает в силу 16.08.2025.
Где читаем?
Постановление правительства РФ от 07.08.2025 № 1182
2. Минфин России разъяснил особенности применения ППРФ № 1875 (описание объекта закупки, подтверждение страны происхождения реестровой записью и СТ-1, установление преимущества для лекарств ЖНВЛН).
Минфин подтвердил обязательность следующих шагов при закупках, подпадающих под ППРФ № 1875:
необходимо декларировать отсутствие российского аналога и оформлять соответствующие уведомления;
для товаров из стран ЕАЭС обязательно иметь подтверждение происхождения через реестр.
Где читаем?
Письмо Минфина России от 25.07.2025 № 24-06-06/72389
3. Заказчик обязан указывать требования к участникам (включая лицензии) прямо в извещении, а не в приложениях.
Суды всех инстанций и Верховный суд встали на сторону УФАС по данному вопросу. Отсутствие таких сведений нарушает принципы прозрачности и равного доступа.
ФАС вправе проверять даже завершённые закупки, если есть основания. Заказчики должны строго соблюдать требования к форме размещения информации.
Где читаем?
Определение ВС РФ № 310-ЭС25-6496 по делу № А48-10746/2024, Постановление АС Центрального округа от 02.04.2025 по делу № А48-10746/2024
4. ВС РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если в случае ненадлежащего исполнения контракта, заказчик отказался от исполнения контракта и заключил новый контракт с участником, то прокурор обязан в интересах администрации района взыскать с ненадлежащего исполнителя сумму ущерба.
Ущерб по настоящему спору, взыскиваемый прокурором по правилам ст. 393.1 ГК РФ, является внедоговорным видом ответственности и причинен администрации района, поскольку именно администрация является основным распорядителем бюджетных средств.
Если прокуроры, контролеры, правоохранительные органы или иные лица установили факт отказа заказчиков взыскивать с поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по расторгнутым контрактам, ущерб от замещающих сделок, то прокуроры субъектов РФ обязаны взыскать такой ущерб в интересах главных распорядителей бюджетных средств.
Где читаем?
Определение Верховного суда РФ №307-ЭС25-6496 по делу №А56-36588/2024, Решение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2024 по делу №А56-36588/2024
Закупки отдельными видами юридических лиц
(блок Федерального закона № 223-ФЗ)
1. Принят Закон № 254-ФЗ, согласно которому ФНС сможет анализировать деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Данным федеральным законом вносятся изменения в Закон РФ № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», согласно которому в законе появится статья 6.3, которая закрепляет за ФНС полномочия по проведению анализа деятельности субъекта, а также возможность предоставление выписки по запросу юридического лица или ИП, либо иным лицам, в случае если получение выписки для этих лиц предусмотрено федеральными законами.
В данной статье закрепляется понятия «анализа (оценки)» и «результат анализа.
Вместе с этим в статье 6.3 предусмотрена возможность корректировать данные в случае несогласия юридических лиц или ИП с результатами оценки.
Где читаем?
2. Верховный суд поддержал позицию нижестоящих судов касательно условий включения «третейской оговорки» в договор о закупке по Закону № 223-ФЗ.
Обществом в договор о закупке был включен пункт, согласно которому все споры, вытекающие из договора о закупке, подлежат рассмотрению только в третейском суде.
Суды всех инстанций, как и антимонопольный орган признали, что данный пункт договора нарушает п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации, так как нарушается принцип равноправия из-за отсутствия альтернативы выбора подсудности.
В обосновании своей позиции суды ссылались на то, что согласно ст. 11 ГК РФ споры допустимо рассматривать как в арбитражном суде, так и в третейском.
Отмечалось и то, что субъекты, указанные в ч. 2 и ч. 5 ст. 1 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупок являются юридически равными сторонами так как ни она из сторон не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне.
Верховный суд посчитал возможным включить в договор о закупке пункт о передачи спора в третейский суд при условии, что в данном пункте будет также указано альтернативное условие - рассмотрение такого спора в арбитражном суде.
Где читаем?
Определение ВС РФ № 305-ЭС25-4731 по делу № А40-44122/2024
Земельно-имущественные торги
1. Опубликован Федеральный закон № 295-ФЗ, направленный на совершенствования правового регулирования вопросов установления видов разрешенного использования земельных участков.
Закон закрепляет в Земельном кодексе РФ новую главу «Виды разрешенного использования земельных участков», которая определяет в том числе общие положения о видах разрешенного использования, порядок установления и изменения видов разрешенного использования.
В частности, если иное не предусмотрено законом, виды разрешенного использования устанавливаются: градостроительным регламентом; лесохозяйственным регламентом; положением об особо охраняемой природной территории.
В том числе определяются особенности осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в связи с выбором вида или видов разрешенного использования земельного участка.
Предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков, установленные применительно к земельным участкам до дня вступления в силу настоящего Закона, являются действительными.
Закон вступает в силу с 01.03.2026, за исключением отдельных положений.
Где читаем?
2. Принят Федеральный закон от 31.07.2025 № 296-ФЗ «О внесении изменений в статью 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации»,
предусматривающий необходимость подготовки градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ) в ходе проведения мероприятий по формированию земельного участка и невозможность выставления на торги земельного участка в случае, если в отношении участка отсутствует ГПЗУ (если образуемый участок предусматривает строительство).
Законом предусмотрена обязанность по размещению ГПЗУ на официальном сайте торгов одновременно с извещением и проектом договора.
Где читаем?
Федеральный закон от 31.07.2025 № 296-ФЗ
3. Комиссия Московского областного УФАС признало жалобу заявителя на действия организатора торгов необоснованной.
Заявитель в своей жалобе просит приостановить проведение аукциона на основании несогласование типа и внешнего облика здания, планируемого к размещению на земельном участке;
Комиссия ФАС признала довод жалобы необоснованным так как необходимость согласования облицовки здания в период проведения аукциона в соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ не предусмотрена. Подача и рассмотрение заявления о получении согласования внешнего облика здания возможны только после заключения договора аренды земельного участка.
Где читаем?
Источник Ссылка