
08.09.2025
Государственные и муниципальные закупки
(блок Федерального закона № 44-ФЗ)
1. Расширен перечень промышленных товаров, в контрактах
на поставку которых предусматриваются авансовые платежи
Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 24.12.2022
№ 2411 «Об авансировании договоров (государственных контрактов) о поставке промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд,
а также для нужд обороны страны и безопасности государства».
Постановление расширяет перечень промышленных товаров
для государственных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства, в отношении которых при заключении до 31.12.2026 (включительно) договоров (государственных контрактов) предусматриваются авансовые платежи в размере не менее 80 процентов цены договора (государственного контракта).
Постановление Правительства РФ от 30.08.2025 № 1343 вступило в силу
с 01.09.2025 и не применяются к правоотношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены) либо контракты с единственным поставщиком при осуществлении которых заключены 01.09.2025.
Где читаем? постановление Правительства РФ № 1343
2. Внесены изменения в Правила ведения реестра контрактов
и в Положение о порядке формирования планов-графиков закупок
11.09.2025 вступит в силу постановление Правительства РФ от 02.09.2025 № 1353 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому:
1) в части реестра контрактов:
с 01.01.2026 установлена необходимость детализации в информации
о контракте конкретного случая осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (оказание медицинской помощи в неотложной или экстренной форме при аварии, ЧС);
скорректированы сроки внесения изменений в реестр контрактов
при изменении КБК в соответствии с БК РФ (в течение 5 рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств);
исключена проверка органами контроля информации, включаемой в реестр контрактов, при вышеуказанных случаях изменения КБК на документ-основание. При этом органами контроля осуществляется проверка целевого расходования бюджетных средств.
2) В части планирования предусмотрена возможность осуществления
в текущем году закупок, включенных в план-график на очередной финансовый год и плановый период. При этом оплата по таким закупкам возможна с начала очередного финансового года.
Где читаем? постановление Правительства РФ от 02.09.2025 № 1353
3. Минпромторг России разъяснил порядок подтверждения страны происхождения товара, произведенного в рамках СПИК
Если товар произведён в рамках специального инвестиционного контракта и для него не установлено требование о достижении баллов, участник всё равно обязан предоставить не только номер реестровой записи, но и справку по СПИК.
Где читаем? письмо Минпромторга России от 01.09.2025 № ПГ-11-8075
4. Изделия из стекловолокна войдут в перечень продукции
с ограничениями по нацрежиму
Минпромторгом России подготовлен проект постановления Правительства РФ, согласно которому перечень промышленных товаров, в отношении которых устанавливаются ограничение на закупку иностранной продукции, будет дополнен позицией: «Сетки, холсты, маты, матрасы, плиты и прочие изделия
из стекловолокна, кроме стеклотканей».
В этой связи при осуществлении закупок по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ заказчики будут обязаны соблюдать приоритет российской продукции данной категории при наличии соответствующих реестровых записей.
Где читаем? проект постановления Правительства РФ
5. ВС РФ подтвердил право ФАС России проверять закупки и после заключения контракта
ВС РФ в определении от 23.07.2025 № 310-ЭС25-6142 по делу
№ А48-10746/2024 признал, что ФАС России может инициировать внеплановые проверки закупок даже после подписания контракта, если выявлены признаки нарушения законодательства.
Поводом для рассмотрения стало дело о закупке протезов: в извещении заказчик не указал обязательное требование — наличие медицинской лицензии, хотя закупка касалась медицинской услуги (изготовление протеза голени). Нарушение квалифицировали по п. 1 ч. 1 ст. 31 и п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.
На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ и Постановления № 1576 ФАС России инициировала внеплановую проверку, по итогам которой материалы передали для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.
Заказчик попытался оспорить действия антимонопольного органа, но суды всех инстанций, включая ВС РФ, поддержали позицию УФАС России:
требования к участникам (включая наличие лицензий) должны быть указаны прямо в извещении, а не только в приложениях;
ФАС России вправе контролировать закупки даже после их завершения;
несоблюдение формы размещения информации может повлечь санкции.
Где читаем? определение ВС РФ от 23.07.2025 № 310-ЭС25-6142 по делу
№ А48-10746/2024
Закупки отдельными видами юридических лиц
(блок Федерального закона № 223-ФЗ)
Комиссия Московского УФАС России признала правомерными действия заказчика, объединившего в один лот несколько товаров с разными кодами ОКПД2
По мнению заявителя, заказчик неправомерно объединил несколько независимых друг от друга товаров в один лот, что привело к нарушению порядка формирования закупочной документации. В жалобе указывалось, что каждый
из товаров имеет свой ОКПД2, а объединение данных товаров в один лот позволило заказчику избежать правил применения национального режима, установленного в отношении таких товаров. Кроме этого, оспаривались установленные заказчиком технические характеристики, которые, по мнению заявителя, не соответствуют нормативной документации и не применяются
на практике.
Комиссия Московского УФАС России (далее – Комиссия) не согласилась
с доводами жалобы и отметила, что предмет закупки (дефектоскоп) классифицируется как единая сложная вещь, у которой есть определенная комплектность, являющаяся частями единой системы, и только в полной комплектности данный прибор удовлетворяет потребности заказчика. Поэтому закупка такой вещи, как дефектоскоп, допускается без необходимости разделения составных частей дефектоскопа на разные лоты.
Относительно довода о том, что в перечень закупаемых товаров входит программное обеспечение, на которое распространяется запрет закупок товаров, происходящих из иностранных государств, Комиссия пояснила,
что национальный режим распространяется не на составную часть закупаемого товара (программное обеспечение), а на закупаемый товар, то есть только
на дефектоскоп, в отношении которого применяется такая мера, как ограничение закупок товаров, происходящих из иностранных государств.
По доводу об установлении некорректных характеристик товара Комиссия отметила, что заказчик вправе установить свою систему закупок с учетом требований законодательства. Установленные заказчиком требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки,
а отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия
в закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования заказчика привели к ограничению конкуренции.
Где читаем? решение Московского УФАС России от 26.08.2025 по делу
№ 077/07/00-10231/2025
Земельно-имущественные торги
В Госдуму РФ внесен законопроект, направленный на поддержку развития «сельского туризма» на виноградарских и винодельческих хозяйствах
Законопроектом предлагается включить в основные направления государственной аграрной политики наряду с устойчивым развитием сельских территорий направление по развитию «сельского туризма».
В связи с этим Земельный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить пунктом, согласно которому для целей размещения объектов сельского туризма и (или) винодельческих предприятий, соответствующих требованиям, установленным Правительством РФ, могут быть образованы:
1) земельные участки из земельных участков сельскохозяйственного назначения, не занятых сельскохозяйственными угодьями;
2) земельные участки из земельных участков, включенных в федеральный реестр виноградопригодных земель.
Образование как первого, так и второго вида земельных участков будет осуществляться на основании проекта межевания территории в составе утвержденного проекта планировки территории.
Кроме того, предусматриваются изменения в Федеральный закон
от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которым вышеупомянутые земельные участки подлежат отнесению к категории земель особо охраняемых территорий
и объектов или к землям специального назначения.
Одновременно с этим предлагается внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые будут касаться сроков и порядка изменения проекта планировки территории, документов территориального планирования муниципальных образований и правил землепользования
и застройки для размещения объектов сельского туризма и винодельческих предприятий.
Где читаем? Законопроект № 1008651-8
Источник Ссылка