ПРАВОВОЙ ОБЗОР 22.09.2025 – 26.09.2025


image

30.09.2025

Государственные и муниципальные закупки

(блок Федерального закона № 44-ФЗ) 

1. Распоряжением Правительства РФ от 19.09.2025 № 2592-р внесены изменения в порядок реализации международного соглашения о взаимном признании банковских гарантий.

Правительство РФ определило Минфин России уполномоченным органом, ответственным за реализацию Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.

Распоряжением рекомендовано Банку России предоставлять в Минфин России информацию о банках, соответствующих требованиям Соглашения, если законодательством государства – члена ЕАЭС бенефициара в сфере государственных (муниципальных) закупок предусмотрено формирование перечня гарантов государства – члена ЕАЭС бенефициара.

Где читаем? Распоряжение Правительства РФ от 19.09.2025 № 2592-р 

2. Изменен перечень банков, удовлетворяющих требованиям Закона № 44‑ФЗ.

23.09.2025 Минфином России обновлен перечень банков, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона № 44‑ФЗ, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств по закупкам.

Из указанного перечня исключен банк ООО КБ «РостФинанс».

На сегодняшний день в актуальном списке 208 кредитных организаций.

Где читаем?

Печень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов 

3. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2571».

Проектом постановления устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки в следующих сферах деятельности:

по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и сооружений инженерной защиты;

по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в рамках осуществления водохозяйственных мероприятий.

Уточняется, что расчистка водных объектов не является строительством или благоустройством, а относится к отдельной категории работ.

Вводятся требования по опыту и ресурсам подрядчиков, чтобы обеспечить качественное выполнение таких работ.

Эти требования будут применяться при НМЦК для обеспечения федеральных нужд, превышающей 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Общественное обсуждение проекта продлится до 10.10.2025.

Где читаем? Проект постановления (ID 160666) 

4. Минцифры подготовило поправки к ПП РФ № 1875 и № 1236.

Проектом постановления предусматриваются изменения в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов ЕАЭС, за исключением РФ.

Изменения предусматривают добавление:

в реестровую запись сведений о соответствии ПО требованиям к российским доверенным программам для ЭВМ и баз данных,

требования к ПО, включаемому в реестр российского ПО или в реестр евразийского ПО в части совместимости не менее чем с двумя операционными системами соответствующем требованиям к доверенному ПО.

Проектом постановления вводится новое требование для госкомпаний в части включения ПО. Госкомпаниям необходимо будет ежегодно подтверждать коммерциализацию своих программных решений, причем доля дохода от реализации аффилированным с госкомпанией лицам должна составлять не более 30%.

Проектом постановления предусматривается внесение изменений в части предоставления приоритета в закупках для доверенного программного обеспечения, перечень которого ведется Минцифры России.

ППРФ от 23.03.2017 № 325 признается утратившим силу.

Общественное обсуждение проекта продлится до 17.10.2025.

Где читаем? Проект постановления (ID 160471) 

5. Минфин разъяснил, каким способом закупать работы, услуги совместно с товарами из аукционного перечня, поставляемые заказчику при выполнении такой работы, услуги.

В силу части 6 статьи 24 Закона № 44-ФЗ, заказчик, за исключением случаев осуществления закупки путём проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включённых в аукционный перечень (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р), либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок для обеспечения нужд региона, путём проведения аукционов (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Такой же подход применяется заказчиками и в случае применения типовых условий контрактов, устанавливаемых Правительством РФ (ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Где читаем? Письмо Минфина России от 10.09.2025 № 24-06-09/88144 

6. Минфин разъяснил, что можно следует указывать в характеристиках товара.

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными ППРФ от 08.02.2017 № 145.

Заказчик при наличии в каталоге позиции, определяющей соответствующую потребность в товаре, работе, услуге, применяет информацию, включенную в такую позицию каталога (наименование товара, работы, услуги, единицу измерения, сформированное описание при наличии), c указанной в ней даты начала обязательного применения.

Где читаем? Письмо Минфина от 23.09.2025 № 24-06-09/92031 

7. ФАС напомнила правила заключения контракта со вторым участником.

Если контракт с победителем расторгнут, заказчик вправе заключить договор со следующим участником.

При этом новый контракт:

заключается в той же форме, что и расторгнутый;

требует обеспечения, если оно было предусмотрено;

заключается только на оставшийся объём ТРУ, с пропорциональным уменьшением цены.

Менять другие условия (например, сроки поставки) нельзя.

ФАС указала, что при контрольных мероприятиях территориальные УФАС должны строго учитывать эти правила.

Где читаем? Письмо ФАС России от 10.09.2025 № ГР/85180/25

 

8. Одностороннее расторжение подряда и включение в РНП за отсутствие уведомления о недостатках.

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что заказчик вправе расторгнуть госконтракт на выполнение подрядных работ по изготовлению определенного товара в одностороннем порядке, а УФАС - включить информацию о подрядчике (изготовителе товара) в РНП, если подрядчик сразу после заключения контракта не предупредил заказчика об обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленных Заказчиком материалов, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи и до получения от него указаний не приостановил работу.

Не предупредив своевременно заказчика о недостатках документации, подрядчик, в силу пункта 2 статьи 716 ГК РФ, утратил право в отношениях с заказчиком ссылаться на данные недостатки как на причину нарушения сроков выполнения работ. В силу пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Где читаем? Определение ВС РФ № 307-ЭС25-9845 по делу № А56-64042/2024

 9. Госзаказчик сам определяет сопоставимость опыта для оценки заявок.

Заказчик проводил конкурс на изготовление протеза бедра. Для оценки опыта он принимал лишь договоры на производство протезов нижних конечностей сопоставимого характера и объема.

УФАС признало порядок оценки необъективным. Заказчик слишком конкретизировал требования к опыту, поскольку технология изготовления протезов верхних и нижних конечностей идентична.

Суды не согласились с контролерами и отметили, что заказчик сам определяет параметры сопоставимости опыта для оценки заявок. Он вправе по своему усмотрению устанавливать требования к порядку подтверждения квалификации и должен исходить из потребности в выборе лучшего исполнителя. ВС РФ позицию поддержал.

Где читаем? Определение ВС РФ № 309-ЭС25-9165 по делу № А60-43616/2024 

Закупки отдельными видами юридических лиц (блок Федерального закона № 223-ФЗ)

 1. Обзор решения УФАС по делу о конкурентной закупке.

Комиссия УФАС по Воронежской области не усмотрела нарушений в действиях заказчика и признала жалобу необоснованной. Указание в закупочной документации конкретного производителя признано правомерным, так как заказчиком доказаны необходимость совместимости с имеющимся у него оборудованием и потенциальные риски для пациентов при использовании аналогов. Также заказчик правомерно не применил ограничения национального режима, поскольку закупаемые медицинские изделия не входят в соответствующий перечень.

Где читаем? Решение Воронежского УФАС России от 24.09.2025 № 036/07/3-1288/2025

 2. Верховный суд РФ подтвердил: произвольное снижение цены оферты незаконно.

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что действия закупочной комиссии по допуску к закупке по Закону № 223-ФЗ участника, снизившего в письме о подаче оферты начальную (максимальную) цену закупки не в пределах шага аукциона, нарушают положения ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Где читаем? Определение Верховного суда РФ № 305-ЭС25-10149 по делу № А40-187289/2024 

Земельно-имущественные торги 

1. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проект федерального закона, внесенный в Государственную Думу 24.09.2025 года, упрощает использование земель сельскохозяйственного назначения, не занятых сельскохозяйственными угодьями, для размещения объектов сельского туризма. Поправки в земельное и градостроительное законодательство позволяют по упрощенной процедуре переводить такие земельные участки в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов или к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Такой перевод будет возможен на основании утвержденной документации по планировке территории.

Основные изменения включают: обязательное согласование с Минсельхозом России документации по планировке территории до ее утверждения, установление сокращенных сроков (до 90 дней) для внесения изменений в документы территориального планирования, а также предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям права на создание объектов агротуризма.

Цели законопроекта: развитие сельского туризма, увеличение доходов фермерских хозяйств, создание новых рабочих мест в сельской местности.

Где читаем? Законопроект № 1022048-8 

2. Обжалование положений документации о торгах допускается до даты окончания срока приема заявок на участие в торгах.

В Санкт-Петербургское УФАС поступила жалоба на положения извещения о проведении аукциона по продаже земельного участка.

При рассмотрении жалобы Комиссия УФАС установила, что в ходе проведения заявочной кампании заявитель с жалобой на положения извещения не обращался. Более того, он подал заявку на участие в аукционе. 

Приняв во внимание, что жалоба на положения извещения поступила в антимонопольный орган после окончания срока приема заявок на участие в аукционе, Комиссия УФАС не нашла оснований для рассмотрения жалобы по существу, поскольку заявителем пропущен срок обжалования положений извещения – оно было возможно исключительно до окончания заявочной кампании.

Где читаем? Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 11.09.2025 № 04/21353/25

 

 

Источник Ссылка

Новости