02.10.2025
В России приняты новые правила для продавцов на популярных маркетплейсах Вайлдберриз и Озон, что вызвало необходимость пересмотра существующих условий работы. Об этом сообщили члены Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в области информационных технологий на недавнем заседании.
С начала августа 2025 года в ФАС России начали поступать многочисленные жалобы от представителей малого и среднего бизнеса в связи с изменениями в порядке работы с продавцами на Вайлдберриз. Одним из ключевых нововведений стало введение индекса остатка товара. Теперь предприниматели с низким индексом сталкиваются с необходимостью либо оплачивать хранение товаров на площадке по завышенным тарифам, либо сталкиваться с автоматическими скидками на свои товары без предварительного согласования.
Кроме того, маркетплейс внедрил механизм «Конструктор тарифов», который предполагает оказание дополнительных услуг, от которых продавцы не могут отказаться до истечения установленного срока. Это создает дополнительные трудности для предпринимателей, которые могут оказаться не заинтересованными в этих услугах.
Также стоит отметить, что ранее Вайлдберриз ввел инструмент «Привлекательная цена», который обязывал продавцов устанавливать цены на свои товары в соответствии с предложениями площадки. Если предприниматели поднимали цены, скидка постоянного покупателя могла быть отменена. Однако 23 сентября 2025 года Вайлдберриз объявил о добровольной отмене данного инструмента.
Параллельно с этим в ФАС России поступают обращения и от продавцов Озон. С 1 октября 2025 года маркетплейс изменил правила обработки возвратов товаров, что ограничивает возможность предпринимателей распоряжаться своими товарами. Теперь отмененные или возвращенные заказы автоматически отправляются на склады Озон для повторной продажи, что лишает продавцов возможности реализовывать товары через другие каналы.
Сложности также возникают в процессе вывозов товаров со складов Озон. Продавцы сообщают о проблемах с бронированием времени для самостоятельного вывоза, а площадка не несет обязательств по соблюдению сроков. Это может привести к неопределенному времени хранения товаров на складах, что в свою очередь увеличивает затраты предпринимателей.
Кроме того, поступают жалобы и от покупателей Озон, чьи личные кабинеты блокируются без объяснения причин, что негативно сказывается на их возможности совершать покупки.
В ответ на эти проблемы представители ООО «РВБ» и ООО «Интернет Решения» предоставили разъяснения о новых механизмах работы на площадках и причинах их внедрения. Члены Экспертного совета отметили, что действия маркетплейсов могут ущемлять интересы как продавцов, так и покупателей, и требуют пересмотра для обеспечения более справедливых условий работы.
Источник Ссылка