ПРАВОВОЙ ОБЗОР 01.12.2025 – 05.12.2025


image

08.12.2025

Государственные и муниципальные закупки

(блок Федерального закона № 44-ФЗ)

 

 

1. Федеральный закон от 28.11.2025 № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2026 году».

28.11.2025 опубликован Федеральный закон от 28.11.2025 № 431-ФЗ, устанавливающий особенности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2026 году.

В частности, законом предусмотрено, что при отзыве лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО) в соответствии с пунктом 15.1 Положения о мерах
по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного ППРФ № 1496, срок оплаты по государственным контрактам не должен превышать 7 рабочих дней после доведения ЛБО до заказчика из резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Данное положение распространяется на государственные контракты,
по которым:

прогнозируется неисполнение принятых бюджетных обязательств
в текущем финансовом году;

документ о приемке подписан в период со дня отзыва до дня доведения ЛБО из резервного фонда Правительства РФ.

Где читаем? Федеральный закон от 28.11.2025 № 431-ФЗ

 

2. Внесены изменения в перечень видов современных технологий для заключения специальных инвестиционных контрактов.

01.12.2025 опубликовано распоряжение Правительства РФ от 22.11.2025 № 3408-р.

Распоряжение вносит изменения в перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов.

В перечень включены технологии, которые могут применяться
в энергетике, химической и перерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве.

Где читаем? Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2025 № 3408-р

 

3. Внесены изменения в Методику составления сметы контракта
по закупкам в сфере строительства

27.11.2025 опубликован приказ Минстроя России от 15.09.2025 № 556/пр «О внесении изменения в абзац десятый подпункта «б» пункта 14-2 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 841/пр», который вносит изменения
в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

Приказом уточняется, что при расчете коэффициента корректировки цены контракта применяется индекс-дефлятор Минэкономразвития России по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», действующий на дату утверждения проектной документации, использованной при определении НМЦК, и рассчитываемый для периода с даты утверждения такой проектной документации по дату выполнения расчета.

Приказ вступает в силу 08.12.2025.

Где читаем? Приказ Минстроя России от 15.09.2025 № 556/пр

 

4. Минстрой России опубликовал проект постановления, которым предлагается завершить действие временных антикризисных правил изменения существенных условий строительных контрактов.

Речь о нормах ППРФ № 680 и отдельных положениях ППРФ № 1315, применявшихся с 2021 по 2025 год в ситуациях резкого роста стоимости ресурсов, нарушений логистики и иных форс-мажорных обстоятельств.

Документ предусматривает признание указанных актов утратившими силу. ППРФ № 680, устанавливающее порядок корректировки цены и сроков выполнения строительных, реставрационных и иных работ при удорожании материалов, отменяется полностью. Также исключаются спецположения ППРФ № 1315, регулирующие изменение цены контрактов, заключённых для федеральных нужд.

В пояснительной записке подчёркивается, что необходимость продлевать временные механизмы отсутствует: основной комплекс антикризисных мер
2021-2023 годов уже завершён, а нормативная база приводится в соответствие с обновляемым федеральным законодательством.

Предполагается, что отмена правил не потребует дополнительных бюджетных расходов и не повлияет на достижение показателей госпрограмм.

Дата окончания общественного обсуждения 12.12.2025

Где читаем? проект постановления (ID 162703)

 

5. Минфин России разъяснил применение индекса потребительских цен при определении предельных цен отдельных видов закупаемых товаров и услуг.

В письме уточняется, что определение предельных цен регулируется положением, установленным ППРФ от 02.09.2015 № 927, согласно которому предельные цены товаров и услуг формируются путём перемножения изначально установленных цен на коэффициент, отражающий изменения уровня потребительских цен.

Порядок расчёта: Для учета изменений цен применяется метод умножения первоначальной цены товара или услуги на индекс потребительских цен, публикуемый Росстатом.

Период действия: Под периодом действия подразумевается срок, прошедший с момента принятия ППРФ № 927 до текущего момента.

Где читаем? Письмо Минфина от 18.11.2025 № 24-06-06/111432

 

6. Неоднократное нарушение существенных условий контракта влечет одностороннее расторжение контракта со стороны заказчика.

Согласно Определению Верховного суда неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков или объёмов оказания услуг (в том числе не предоставление в полном объеме отчетной документации в соответствии с техническим заданием и не устранение замечаний по ней), предусмотренных контрактом, включая график оказания услуг (календарный план), которые нельзя устранить в приемлемый для Заказчика срок влечёт односторонний отказ Заказчика от исполнения такого контракта по причине нарушения существенных условий контракта.

Где читаем? определение Верховного суда РФ № 305-ЭС25-10643 по делу № А40-232267/202

 

7. Верховный суд РФ разъяснил, что признание несостоявшимся электронного аукциона по 44-ФЗ не порождает обязательное юридическое последствие - заключение заказчиком контракта с участником закупки, признанным единственным участником аукциона.

Причиной отказа в заключении договора может являться в числе прочего:

проведение новой конкурентной процедуры определения подрядчика,

уточнение описания объекта закупки,

изменения условий договора,

определение подрядчика, предлагающего наименьшую цену контракта. Где читаем? Определение Верховного суда РФ №310-ЭС15-5426 по делу
№А48-2490/2014

 

Закупки отдельными видами юридических лиц

(блок Федерального закона № 223-ФЗ)

 

1.Разъяснения Минфина по вопросу запрета закупки иностранного программного обеспечения.

Минфин России разъяснил, что запрет на закупку иностранного программного обеспечения по Постановлению № 1875 носит всеобъемлющий характер. Он действует независимо от формы договора и способа поставки ПО, включая облачные сервисы и поставку в составе техники или работ.

Где читаем? Письмо Минфина России от 23.10.2025 № 24-06-09/102983

2. Суды признали неправомерными действия заказчика, включившего в положение о закупке основания закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках.

Государственное учреждение оспаривало решение и предписание антимонопольного органа о нарушении законодательства о конкуренции. Антимонопольный орган установил, что внутренний документ учреждения, регулирующий закупки, содержал положения, допускающие необоснованное проведение закупок у единственного поставщика без объективных причин. Суд признал, что такие условия могут приводить к ограничению конкуренции и противоречат принципам конкурентных процедур.

Где читаем? Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан
от 26.06.2025 по делу № А07-32586/2024

 

Земельно-имущественные торги

1. Разработан законопроект, направленный на решение проблемы неполного освоения лесных участков, предоставленных в аренду (в том числе по результатам торгов) для заготовки древесины

Законопроект направлен на повышение эффективности использования лесных ресурсов и предлагает заменить в Лесном кодексе РФ понятие «расчётная лесосека» термином «допустимый ежегодный объём изъятия древесины», одновременно вводя правовое регулирование его расчёта и установления.

Проект также предусматривает обязанность арендаторов лесных участков заготовлять не менее 70% установленного допустимого ежегодного объёма за четырёхлетний период, что должно устранить практику многолетнего неосвоения лесных участков и обеспечить перераспределение ресурсов в пользу добросовестных пользователей. По замыслу инициаторов, изменения позволят повысить реальную загрузку лесного фонда, поддержать развитие лесопромышленного комплекса и обеспечить достижение федеральных целевых показателей в сфере лесных отношений без дополнительных расходов федерального бюджета.

Где читаем? Законопроект № 1086733-8

3. Изменения правил предоставления федеральных земельных участков в аренду без торгов

Комиссия УФАС России по Московской области, рассмотрев жалобу
на действия Организатора торгов при проведении электронного аукциона, признала её необоснованной. Установлено, что разъяснения документации были размещены организатором в установленный срок и в надлежащем порядке. При рассмотрении довода о возможном сговоре между участниками торгов комиссия указала на отсутствие своей компетенции для его рассмотрения в рамках процедуры, установленной статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции». Данная норма позволяет проверять исключительно действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки или аукционной комиссии. Дополнительные аргументы, представленные заявителем непосредственно в ходе заседания, не были приняты к рассмотрению из-за нарушения установленного срока их подачи. На основании изложенного жалоба была отклонена.

Где читаем? Решение Московского УФАС России от 01.12.2025
№ 06/23035/25

 

Источник Ссылка

Новости