ПРАВОВОЙ ОБЗОР 08.12.2025 – 12.12.2025


image

15.12.2025

Государственные и муниципальные закупки

(блок Федерального закона № 44-ФЗ)

 

 

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2025 № 1997 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719».

Основные изменения касаются требований к промышленной продукции, которые необходимы для её отнесения к российской. В частности, корректируется перечень продукции и система балльной оценки в разделе IX «Продукция радиоэлектроники».

Постановление вступает в силу 01.01.2026.

Где читаем? Постановление Правительства РФ от 08.12.2025 № 1997

 

2. Постановление Правительства Российской Федерации
от 28.11.2025 № 1933 «О государственной информационной системе
по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений».

Правительство утвердило положение о ГИС «Антикартель».

ГИС «Антикартель» создаётся для предупреждения, выявления и пресечения антиконкурентных соглашений на торгах по госзаказу с помощью цифровых технологий, в том числе с использованием искусственного интеллекта.

Постановление вступило в силу 08.12.2025, за исключением отдельных положений.

Где читаем? Постановление Правительства РФ от 28.11.2025 № 1933

 

3. Постановление Правительства Российской Федерации
от 09.12.2025 № 2001 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236».

Внесены изменения в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, утвержденные ППРФ от 16.11.2015 № 1236.

Постановлением дополнены требования, предъявляемые к программно‑аппаратным комплексам для генеративных моделей.

Постановление вступает в силу 17.12.2025.

Где читаем? Постановление Правительства РФ от 09.12.2025 № 2001

 

4. В Госдуму внесен законопроект № 1087156-8 «О внесении изменений в статьи 93 и 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Законопроектом предлагается дополнить перечень оснований для осуществления закупки у единственного поставщика (ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Применять этот способ можно в случае необходимости восстановления объектов, повреждённых (разрушенных) в результате террористического акта, совершённого на территории субъекта РФ, или чрезвычайных ситуаций.

Правительство РФ наделяется полномочиями по устанавливанию особенностей осуществления в 2026 году закупок для обеспечения государственных нужд Белгородской области, Брянской области, Курской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях, для восстановления объектов, поврежденных (разрушенных) в результате террористического акта, совершенного на территории субъекта Российской Федерации, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Где читаем? Законопроект № 1087156-8

 

5. Продление действия временных норм в сфере закупок.

Правительство РФ подготовило поправки к законопроекту № 1021662-8, которыми предлагается продлить на 2026 год действие ряда временных положений законодательства о закупках, ранее введенных в качестве антикризисных и специальных мер.

  1. Изменения в Закон № 44-ФЗ.

Предусматривается продление до 31 декабря 2026 года действия следующих норм:

часть 56 статьи 112 Закона № 44-ФЗ - закупки, предметом которых является ПИР+СМР;

часть 63.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ - закупки, предметом которых является ПИР + СМР + оборудование;

часть 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ - возможность изменения существенных условий контракта в случаях возникновения независящих обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения;

часть 73 статьи 112 Закона № 44-ФЗ - право Правительства РФ устанавливать особенности планирования закупок для обеспечения государственных нужд в новых субъектах Российской Федерации.

  1. Изменения в Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Закон № 46-ФЗ).

Также предлагается дополнить Закон № 46-ФЗ, установив на 2026 год действие специальных полномочий по осуществлению закупок у единственного поставщика:

частью 2.4 статьи 15 -  наделение Правительства РФ правом устанавливать иные случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и определять порядок их осуществления;

частью 2.5 статьи 15 - наделение города Москвы правом устанавливать иные случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и определять порядок их осуществления.

Где читаем? Законопроект № № 1021662-8

 

6. Минпромторг России подготовил поправки в ППРФ № 1875.

Документом вносятся поправки в п. 10 постановления № 1875, касающиеся продления действующих правил подтверждения страны происхождения лекарственных препаратов и медизделий.

Возможность подтверждения страны происхождения лекарств, некоторых медизделий и технических средств реабилитации посредством сертификата формы СТ-1 или реестровой записи реестра промышленной продукции, полученных без учёта баллов, продлевается до 30 июня и 30 ноября 2026 года.

Данная мера, как отмечают инициаторы проекта, необходима для синхронизации со сроками разработки грядущих поправок в законодательство, над которыми сейчас работают в Минпромторге России.

Дата окончания общественного обсуждения 19.12.2025.

Где читаем? проект постановления (ID 162978)

 

 

7. Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что при проведении закупки на комплексное содержанию зданий нельзя объединять в один лот работы по техническому обслуживанию и уборке и включать требование по пунктам 14 и 36 Постановления № 2571.

Где читаем? Определение Верховного суда РФ № 305-ЭС25-12770 по делу №А40-292066/2024, Решение АС Московского округа от 17.09.2025 по делу №А40-292066/2024

 

8. Контракт считается исполненным для опыта по ППРФ № 2571 только при полном отсутствии споров.

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что предоставленный участниками закупок по 44-ФЗ в качестве подтверждения опыта по ППРФ № 2571 контракт считается исполненным в полном объёме и может быть принят закупочной комиссией, если оплата по нему проведена в полном объёме и реестровая запись в ЕИС имеет статус «Исполнение завершено».

При этом наличие по представленному в качестве опыта контракту судебных споров в части объёма его исполнения лишает подрядчика (исполнителя) по такому контракту права на представление его в составе заявки по текущим закупкам в качестве исполненного для соблюдения требований ППРФ № 2571, так как контракт считается исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объёме, а полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя, в том числе, оплату заказчиком результатов исполнения контракта.

Где читаем? Определение ВС РФ № 304-ЭС25-11957 по делу
№ А75-13292/2024

 

Закупки отдельными видами юридических лиц

(блок Федерального закона № 223-ФЗ)

 1. Новые правила совместимости ПО с доверенными операционными системами

08.12.2025 было опубликовано Постановление от 28.11.2025 № 1937, которое вносит изменения в правила ведения реестров российского
и евразийского программного обеспечения, ужесточая требования
к его совместимости с доверенными операционными системами.
Для включения в реестр программное обеспечение должно быть совместимо как минимум с двумя такими операционными системами, за некоторыми исключениями. Новые правила будут вводиться поэтапно с сентября 2026
по январь 2028 года в зависимости от категории ПО. Документ также увязывает допуск программного обеспечения к государственным закупкам
с наличием в реестре информации о его соответствии требованиям
к доверенному ПО, отменяя при этом ряд предыдущих нормативных актов.

Где читаем? Постановление Правительства Российской Федерации
от 28.11.2025 № 1937 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

 

2. Реестр российской промышленной продукции не является источником информации для подтверждения технических характеристик поставляемой продукции

Комиссией антимонопольного органа рассмотрена жалоба участника закупки, оспаривавшего действия заказчика и уполномоченного учреждения
в ходе электронного аукциона для субъектов МСП. По результатам проверки установлено, что заказчик правомерно действовал на основании разрешения Минпромторга России, исключающего применение запрета на закупку иностранного товара в соответствии с п. «а» п. 5 Постановления Правительства № 1875. Доводы заявителя о несоответствии заявок иных участников требованиям документации признаны необоснованными, поскольку представленные сведения подтверждали исключительно страну происхождения товара, а не его конкретные технические характеристики. Жалоба признана не подлежащей удовлетворению, производство по делу прекращено на основании ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Где читаем? Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 26.11.2025 по делу
№ 046/07/3-379/2025

 

 

Земельно-имущественные торги

 

1. Проект федерального закона о восстановлении обязательных публичных слушаний в градостроительной деятельности

Законопроект направлен на восстановление права граждан на участие
 в градостроительных решениях. Он предлагает исключить норму, позволяющую регионам утверждать проекты планировки без обязательных публичных слушаний или общественных обсуждений. Также документ ограничивает повсеместную замену очных слушаний на исключительно онлайн-опросы, оставляя их лишь как дополнение для граждан, имеющих уважительные причины. Цель - снизить социальную напряженность и обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на благоприятную среду и участие в управлении. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Где читаем? Законопроект № 1085672-8

2. Отказ в удовлетворении требований о признании недействительными торгов и договора аренды земельного участка в связи с непредставлением доказательств и пропуском срока

Основанием иска послужили утверждения о наличии на участке инженерных коммуникаций истца, информация о которых отсутствовала в аукционной документации. Суды установили, что истец не представил надлежащих доказательств законного размещения указанных сетей (водоснабжения и водоотведения). Дополнительно было отмечено, что заявитель пропустил установленный статьёй 449 ГК РФ годичный срок для оспаривания проведения торгов. В силу чего исковые требования, включая производные требования о признании договора недействительным, были признаны необоснованными и подлежали оставлению без удовлетворения. Апелляционная инстанция, проверив материалы дела, не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции, указав на отсутствие существенных нарушений норм материального и процессуального права.

Где читаем? Апелляционное определение Московского областного суда от 17.11.2025 по делу № 33-41412/2025, решение Егорьевского городского суда Московской области от 05.06.2025 по делу № 332/2025

 

Источник Ссылка

Анонс вебинара


УФНС России по Московской области приглашает налогоплательщиков 18 декабря 2025 года в 11:00 часов принять участие в вебинаре 

Тема вебинара: «Риски трансграничных операций».

Модератором на вебинаре выступит председатель Московского областного отделения Российского союза налогоплательщиков, председатель Общественного совета при УФНС России по Московской области Вадим Винокуров.

Для участия в вебинаре не нужно предварительно регистроваться, необходимо после начала вебинара войти в вебинар и ввести свое имя. Вебинары проводятся на платформе ZOOM По окончании мероприятия, на этой странице будет выложена запись.

Новости