ФАС уделяет особое внимание поддержанию конкуренции в сфере закупок, заявил руководитель ведомства


image

22.09.2022

ФАС: поддержание конкуренции в сфере закупок – одна из ключевых задач государственной конкурентной политики. Об этом заявил руководитель ФАС Максим Шаскольский в ходе Всероссийской конференции в сфере закупок «Государственный заказ – двигатель конкуренции».

Шаскольский отметил, что особенно важна работа, направленная на исключение нарушений и соблюдение баланса интересов заказчиков и исполнителей государственного заказа. В условиях общего моратория на плановые проверки сохраняется возможность проводить контрольные мероприятия в сфере закупок.

Одним из важнейших шагов по развитию контрактной системы в 2022 году стало вступление в силу «оптимизационного» закона. Документ направлен на совершенствование закупочной деятельности и упрощение процедур закупок. В нем предусмотрены положения, борющиеся с «профессиональными жалобщиками». Введена процедура электронного обжалования и требование о наличии опыта исполненного контракта на сумму не менее 20% от начальной цены закупки («универсальная предквалификация»). Благодаря этому количество жалоб снизилось на 39% по сравнению с прошлым годом.

Шаскольский также сообщил, что за первое полугодие 2022 года возрос объем контрактов, заключенных с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур. Он составил около 3,2 трлн рублей, что на 17% больше, чем в прошлом году за тот же период. Это свидетельствует о снижении уровня конкуренции. Часто потенциальные участники конкурентной процедуры допускают простые ошибки при подаче документов.

С момента вступления в силу Закона № 46-ФЗ в регионах России заключено более 12 тысяч контрактов с единственным поставщиком на сумму более 500 млрд рублей, в том числе на высококонкурентных рынках. ФАС считает, что при наличии возможности проведения конкурентных процедур их необходимо проводить. Ведомство отрицательно относится к продлению положений Закона №46-ФЗ без дополнения критериями, четко обосновывающими необходимость закупки у единственного поставщика.

В заключение Шаскольский отметил, что ФАС России особенно внимательно рассматривает дела о включении сведений о поставщиках в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Решение о внесении такой информации в реестр принимается коллегиально после рассмотрения обращения по существу. Ведомство проводит проверку закупки и выясняет, был ли факт одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений поставщиком условий контракта. Если ФАС России устанавливает, что надлежащее исполнение контракта было невозможно вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о таком поставщике не включается в РНП.

Источник Ссылка

Новости