19.04.2022
Сказки и книга-боец. Ищем редкие издания в музеях Ивана Сытина и Николая Островского
19 апреля — День российской полиграфии. Предлагаем заглянуть в мемориальные музеи двоих человек, оставивших след в книгоиздании и литературе.
В двух соседних зданиях на Тверской улице — доме 12, строении 2 и доме 14 — расположены мемориальные квартиры одного из самых известных русских книгоиздателей рубежа XIX–XX веков Ивана Сытина и писателя Николая Островского. О квартирах, их последних обитателях и хранящихся в них редких книгах и других интересных экспонатах рассказывает Лариса Нефедова, методист по научно-просветительской деятельности Государственного музея — культурного центра «Интеграция» имени Н.А. Островского, в состав которого входят оба музея.
Бесценные свидетельства времени
Книгоиздатель и книготорговец, просветитель и публицист Иван Сытин (1851–1934) прославился тем, что большими тиражами издавал дешевые книги для народа, в том числе произведения классиков. Благодаря ему в России массово читали Александра Пушкина, Николая Гоголя, Льва Толстого, Николая Лескова, Александра Блока и Сергея Есенина. При советской власти полиграфические предприятия Ивана Дмитриевича национализировали, а сам он остался работать консультантом в своих бывших типографиях на Тверской и Пятницкой улицах. В 1928 году за ним и его семьей закрепили квартиру в доме 12, строении 2 на Тверской улице. В пятикомнатной квартире площадью 115 квадратных метров проживали 15 человек — сам издатель, его дети и внуки. Сытин провел здесь последние годы жизни и умер в ноябре 1934-го. Сохранилась обстановка тех времен, предметы обихода, личные вещи, а также архив семьи — фотографии, документы и письма. Экспозиция дополнена изданиями «Товарищества И.Д. Сытина и Ко», произведениями живописи и скульптуры.
Будущий издатель родился в крестьянской семье в селе Гнездниково Костромской губернии. Он всего три года проучился в школе, после чего занялся торговлей. Работая в книжной лавке купца Шарапова в Москве, он сумел основать свое дело — издание и продажу лубочных картинок, которые в конце XIX века были очень популярны у крестьян. Картинки с религиозными сюжетами или незамысловатыми сценами из повседневной жизни изначально были черно-белыми. Раскрашивали их натуральными красками деревенские женщины и дети. За каждую тысячу картинок они получали 25 копеек. Готовые картинки Сытин отдавал на реализацию офеням — торговцам мелкой галантереей, ходившим по селам и деревням. На вырученный от продажи лубков капитал Иван Сытин купил свой первый печатный станок. Он начал печатать еще и простые книжки, которые пользовались большим успехом. «Издания скромных размеров на самой тонкой и дешевой бумаге и с яркими обложками стоили две — три копейки, но были доступны широким слоям населения. “Астрологические предсказания”, “Ночь под Рождество”, “Бова-королевич” — часто эти книжки писали недоучившиеся студенты. Но были и классические произведения. Особенно нравились читателям приключения и страшные истории», — рассказывает Лариса Нефедова.
В постоянной экспозиции музея можно увидеть альбом 1900 года с воссозданными старинными лубками, который Иван Сытин возил на выставку за границу. К созданию лубков он привлекал и профессионалов. Например, юмористический лубок «Цыган, мужик и его кобыла» рисовал Михаил Микешин — автор скульптурной композиции «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Однако крестьянам не понравился сюжет, по которому смекалистый цыган смеется над простоватым мужиком, и лубок не пользовался спросом. Микешин был недоволен оплатой и перестал сотрудничать с издателем.
Источник Ссылка