27.12.2022
ФАС (Федеральная антимонопольная служба) выявила нарушения Закона о закупках в Московском УФАС России. В ходе проведения электронного аукциона на право заключения договора по уборке территории, заказчик допустил только одну заявку, соответствующую требованиям. Однако заказчик принял решение о признании торгов несостоявшимися, не предусмотрев повторную закупку в случае несостоявшихся торгов. Участник, подавший единственную заявку, обратился с жалобой в антимонопольный орган.
Московское УФАС России выдало предписание заказчику завершить процедуру закупки, однако заказчик не согласился с решением и обратился в суд. Арбитражный суд города Москвы, апелляционная и кассационная судебные инстанции, а также Верховный Суд Российской Федерации поддержали позицию Московского УФАС России и признали решение и предписание законными. Суды указали, что при соответствии заявки единственного участника требованиям закупочной документации, заключение договора с этим участником является конечным результатом даже несостоявшихся торгов.
В ответ на решение суда, заказчик обратился в Конституционный Суд Российской Федерации, считая, что положения Гражданского кодекса и Закона о закупках ограничивают свободу заключения договора и вмешиваются в предпринимательскую и экономическую деятельность.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что положения Гражданского кодекса и Закона о закупках не обязывают заказчика заключать договор с единственным участником торгов в случае признания их несостоявшимися. Однако, если положение о закупке не предусматривает решение данного вопроса или допускает произвольное усмотрение заказчика, то признание торгов несостоявшимися не должно приводить к отказу от заключения договора с единственным участником. При этом, не должно существовать других объективных препятствий к заключению договора с данным участником.
Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что необходимо избегать создания условий, ограничивающих конкуренцию и произвольного усмотрения, так как это может способствовать коррупционным рискам. В положении о закупке должны отсутствовать предписания, создающие условия для дискриминации участника торгов и нарушения его прав. Таким образом, заказчик не имеет права действовать по своему произвольному, субъективному усмотрению в отношении единственного участника закупки.
Источник Ссылка