03.03.2023
Век Театра имени Моссовета. Главные постановки за 100 лет в фотографиях
В материале mos.ru — 12 спектаклей, оставивших яркий след в истории Театра имени Моссовета.
3 марта 1923 года был основан Театр имени Моссовета, в то время он назывался театром рабочих Московского губернского совета профсоюзов. Современное название он получил в 1938 году. Сначала театр располагался в саду «Эрмитаж». Современное здание Театра имени Моссовета в саду «Аквариум» было построено в 1959 году специально для него. В 1964 году театру был присвоен статус академического.
Его основателем был Сергей Прокофьев (1923–1925). Затем театром руководил Евсей Любимов-Ланской (1925–1940). Долгое время художественным руководителем был Юрий Завадский (1940–1977), созданные им спектакли вошли в золотой фонд не только Театра имени Моссовета, но и всей отечественной театральной сцены. С 1977 по 1985 год руководство осуществлял президиум художественного совета театра в составе Павла Хомского, Ростислава Плятта, Людмилы Шапошниковой, Георгия Тараторкина, Льва Лосева. С 1986 по 2016 год творческой политикой театра занимался Павел Хомский. В 2021 году художественным руководителем стал Евгений Марчелли.
На сцене Театра имени Моссовета блистали Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Фаина Раневская, Любовь Орлова, Серафима Бирман, Осип Абдулов и многие другие актеры.
«Шторм» (1925)
8 декабря 1925 года в театре состоялась премьера спектакля «Шторм» тогдашнего художественного руководителя Евсея Любимова-Ланского. Одноименную пьесу о том, как молодая страна борется с препятствиями, прокладывая дорогу к светлому будущему, написал матрос Владимир Билль-Белоцерковский, участник Гражданской войны. Путь пьесы к славе был тернист: многие театры отказывались ее ставить. Для Театра имени Моссовета, которому на тот момент было всего два года, «Шторм» стал счастливым билетом: после премьеры о нем заговорили. Как-то после одного из показов Биллю-Белоцерковскому принесли благодарственное письмо, подписанное так: «Благодарный зритель. Иосиф Сталин». В 1951-м Юрий Завадский создал вторую версию «Шторма». В ней появились новые сцены и герои, среди которых спекулянтка Манька в исполнении Фаины Раневской. Слова для нее придумала сама актриса. Правда, через некоторое время режиссер убрал ее из постановки — Манька перетягивала на себя абсолютно все внимание.
«Васса Железнова» (1936)
В середине 1930-х в театре наметился кризис — отчасти из-за репертуара. Чтобы попробовать изменить ситуацию, Евсей Любимов-Ланской позвал в труппу актеров из второго МХАТа. Среди них была Серафима Бирман. В Театре имени Моссовета она дебютировала как режиссер со спектаклем «Васса Железнова» по пьесе Максима Горького. Премьера, заглавную роль в котором сыграла любимица публики Бирман, вновь сделала театр одним из самых популярных.
«Машенька» (1941)
4 марта 1941 года в театре состоялась премьера спектакля «Машенька», ставшего одним из главных культурных событий в жизни Москвы тех лет. Пьесу советского драматурга Александра Афиногенова поставил новый главный режиссер Юрий Завадский. Главную роль дедушки-профессора, пытающегося подружиться со своей внучкой-пионеркой, которая приехала к нему жить в Москву из Сибири, играл Евсей Любимов-Ланской. Девочку сыграла мастерица перевоплощений Вера Марецкая — на тот момент ей было 35 лет. Критики и зрители, многие из которых во время просмотра не могли сдержать слез, отмечали в психологизме «Машеньки» чеховские мотивы.
«Маскарад» (1952)
«Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова, к которой театры часто обращались в послевоенные годы, стал одним из главных спектаклей Юрия Завадского.
Источник Ссылка