16.07.2023
В Музее М.А. Булгакова на Большой Пироговской улице открылась выставка «Пречистенка Михаила Булгакова», посвященная близкому кругу писателя. Филологи, философы, искусствоведы и художники жили в окрестностях Пречистенки, многие работали здесь в Академии художественных наук (ГАХН) — они называли себя пречистенцами.
Первый зал, белый, представляет семь адресов на карте булгаковской Москвы, буквально находящейся под ногами, отмечает куратор выставки Маргарита Басалаева, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея. Это рассказ о светлом периоде 1920-х, когда Булгаков вошел в пречистенский круг и нашел здесь близких друзей.
Второй зал, темный, посвящен периоду, когда благополучие было нарушено и многие оказались оторванными от своих домов, родных и друзей.
Дружба пречистенцев Сказать, что эта выставка — только о дружбе и соседстве, было бы слишком просто. По словам куратора выставки Елены Михайловой, заведующей научно-просветительским центром Музея М.А. Булгакова, это рассказ о судьбах интеллигенции, которые, как отмечал Булгаков, были ему близки. «Я могу писать только из жизни интеллигенции в Советской стране», — говорил писатель. «Булгаков очень нуждался в круге. Нельзя сказать, что к середине 1920-х, времени знакомства с пречистенцами, круга у него не было: он был человеком общительным, понимал значение дружеских и приятельских связей, в литературной среде был знаком и тесно общался со многими. Но именно пречистенцы, “дети старой Москвы”, как они себя называли, люди не только творчески-богемной, но и академической среды, из которой вышел сам Булгаков, оказались ему максимально близки», — рассказывает Елена Михайлова.
Пречистенцы, с которыми подружился Михаил Афанасьевич, были представителями старой московской элиты — детьми и внуками фабрикантов и промышленников, профессуры, людьми со связями в искусствоведческой и научной среде, неординарными, с широким кругозором. Многие знали друг друга с юности и даже с детства. Среди них важно особо отметить литературоведа Николая Лямина и его жену художницу Наталию Ушакову, философа Павла Попова и его супругу Анну Толстую, художника и искусствоведа Бориса Шапошникова, одного из фотолетописцев пречистенской жизни, и его жену Наталью Шапошникову, дочь актера Казимира Бравича, писателя Сергея Заяицкого, художника Сергея Топленинова.
Пожарский. Малый Левшинский. Плотников. Пречистенка, 32 Николай Лямин и Наталия Ушакова были ближайшими друзьями Булгакова. Их познакомил Сергей Заяицкий, у которого писатель читал «Белую гвардию», затем же такие чтения проходили по большей части у Лямина, в его комнате, оставшейся после всех конфискаций и уплотнений. На выставке можно увидеть настольную лампу, у которой собирались друзья. При ее свете Булгаков читал им и первые редакции романа «Мастер и Маргарита». Еще представлено издание Мольера, которое он брал у Лямина, когда работал над пьесой «Жизнь господина де Мольера».
Разумеется, события дружеской жизни находили отражение в текстах Михаила Афанасьевича. Первая жена Николая Лямина — Александра Лямина, известная портниха и модельер, — ушла от него к театроведу Владимиру Морицу. В повести «Собачье сердце» Мориц оказался «последней страстью» экзальтированной дамы, пришедшей к профессору Преображенскому за омоложением. «Он не может пропустить ни одной гнусной модистки», — бормотала дама, готовясь к осмотру. В числе экспонатов выставки — подлинный эскиз женского костюма 1930-х годов работы Александры Ляминой и платье, которое она сконструировала.
Источник Ссылка