Выставка «Картины по русской истории»: погружение в прошлое через искусство


image

02.09.2023

Древнерусский дом, новгородский торг и Петербург при Петре I. Идем на выставку «Картины по русской истории».

В начале учебного года рассказываем, как изучали историю школьники прошлого века. В Галерее Ильи Глазунова проходит выставка, на которой показывают полную серию хромолитографий «Картины по русской истории», состоящую из 51 листа. Серия выходила с 1908 по 1913 год — именно по ней школьники того времени и изучали историю: от Древней Руси до отмены крепостного права.

Выпускал серию книгоиздатель и меценат Иосиф Кнебель. Чуть раньше в Лейпциге уже появились похожие ученические пособия, и он загорелся идеей создать нечто подобное на родине. К сотрудничеству Кнебель привлек талантливейших художников — Аполлинария Васнецова, Бориса Кустодиева, Александра Бенуа и других. Издатель с уважением отнесся к их творчеству, не принуждая работать в единой стилистике — каждый творил в собственной привычной манере.

Подробнее о некоторых из этих работ рассказала Елена Желнова, куратор выставки.

«На заре истории» (1913)
Первая иллюстрация, с которой ученики начинали знакомство с историей, принадлежала Николаю Рериху. Он, как и другие авторы картин для этой учебной серии, стремился создать прежде всего наглядный художественный образ, который раскрывал бы ту или иную тему. «На заре истории» — представление автора о тех давних временах, о которых на тот момент было известно не так много. В целом большинство художников пользовались историческими документами. Они создавали свои работы на основе книг по истории России, работали с археологическим и историческим обществом.

«Новгородский торг XVII века» (1909)
Аполлинарий Васнецов, младший брат прославленного Виктора Васнецова, был не только художником, но и ученым. И иллюстрация «Новгородский торг» — результат его исследовательской работы. Он изучал историю древнего Новгорода, который был центром торговли в стране, а также лично участвовал в археологических раскопках. На первом плане он изобразил торговую площадь с лавками — именно сюда стекались русские и иностранные купцы. Костюмы воспроизведены максимально точно: автор кропотливо изучил фасоны, расцветки, мельчайшие элементы. Верны и исторические детали: на иллюстрации есть, например, медные монеты, весы, на которых взвешивали продукты. На рисунке можно разглядеть храм Иоанна Предтечи на Опоках, Новгородский кремль, собор Святой Софии и прочее. Многие из этих построек сохранились и до наших дней. Новгородом Васнецов заинтересовался во время работы над декорациями к опере «Садко» (Мариинский театр). Он побывал здесь дважды — при каждом визите делал зарисовки, которые пригодились ему и в дальнейшем.

«Суд во времена Русской Правды» (1909)
Как во времена Древней Руси обвиняемый мог доказать свою невиновность общественности? Очень непросто: для этого ему предлагали прыгнуть через пламя или же достать из огня кусок железа. Считалось, что безгрешный человек совершенно точно не получит увечий: силы природы не дадут невиновному пострадать. Художник Иван Билибин посвятил этому сюжету одну из своих иллюстраций. Суд происходит во дворе княжеских палат. Центральное место в композиции отведено костру, около него на коленях и стоит подсудимый. Автор запечатлел момент, когда он только тянется к огню.

«В горнице древнерусского дома московских времен» (1908)
Еще одна работа Аполлинария Васнецова. В ней художник отразил одну из сторон крестьянского досуга. Сюжет он перенес в горницу (верхний этаж, который обычно занимали женщины). Девушка на выданье, сидя у витражного окна, примеряет кокошник, дама постарше играет с ребенком, вторая — просто отдыхает.

Источник Ссылка

Новости