02.11.2023
Общественный совет при ФАС России обсудил развитие биржевой торговли.
В ходе заседания были рассмотрены вопросы формирования национальной системы ценовых индикаторов. Председатель Общественного совета при ФАС России Андрей Шаронов открыл заседание, а позицию ведомства представил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов и начальники профильных управлений.
Одной из ключевых задач разработанной ФАС России дорожной карты развития биржевой торговли является расширение границ биржевых торгов и вовлечение новых товарных групп. Документ, утвержденный Правительством России, создан в рамках реализации Национального плана развития конкуренции 2021-2025 гг. Биржевые торги являются источником справедливых рыночных цен и способом недискриминационного доступа к товарам. ФАС России ставит перед собой задачу распространить этот инструмент на рынок металлопродукции и другие сферы экономики. Эту тему также поднял вице-президент СПБМТСБ Антон Карпов. Участники общественного совета подчеркнули важность роста доверия к национальным индексам и качеству ценовой информации.
Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов отметил необходимость совместной работы с другими ведомствами для увеличения объемов товаров, реализуемых на бирже, и формирования национальных ценовых индикаторов, не зависящих от внешних факторов. Также важно обеспечить переток объемов предложения в соответствии со спросом на внутреннем рынке.
Для формирования системы отечественных ценовых индикаторов будут использоваться данные биржевых торгов и внебиржевых договоров. Начальник Управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС России Елена Цышевская отметила, что это наиболее релевантный способ определения цен на товарном рынке.
Ранее ФАС России разработала проект методики формирования отечественных индикаторов. Законопроект Минфина России позволит расширить номенклатуру товаров и повысить их ликвидность.
Начальник Управления контроля промышленности ФАС России Мария Бабикова отметила, что товарные рынки, на которых формируются ценовые индикаторы, имеют свои особенности, включая информационную открытость. При формировании системы национальных ценовых индикаторов необходимо учитывать эти особенности и принимать во внимание характеристики товарных рынков. Например, на рынках промышленных товаров ценовые индикаторы отражают цены на рынке в определенный период времени и используются для мониторинга ситуации. Доминирующим компаниям следует устанавливать цены с учетом расходов и прибыли, а использование ценовых индикаторов для обоснования повышения цен не соответствует практике применения антимонопольного законодательства.
Также на заседании с докладом выступила начальник Управления по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России Оксана Кузнецова. Она отметила, что на текущий период более 90% регионов обеспечили достижение ключевых показателей на 32 товарных рынках, предусмотренных Стандартом развития конкуренции. Для поддержания этой тенденции предлагается создать условия для мотивации органов власти и местного самоуправления к развитию конкуренции в регионах и упростить процессы подготовки отчетности при реализации Стандарта развития конкуренции.
Источник Ссылка