24.04.2020
Мировой лидер по производству березовой фанеры рассказал о ситуации в деревообрабатывающей отрасли. По словам генерального директора Анатолия Фришмана, компания готова к любым сценариям развития на мировых рынках.
Оценить глубину и продолжительность кризиса сейчас достаточно сложно, ситуация меняется практически ежедневно. В компании создан оперативный штаб, который постоянно мониторит ситуацию, координирует все действия внутри компании, а также готовит оперативные планы реагирования. Есть несколько сценариев развития событий — от оптимистичных до совсем плохих.
«Спрос на фанеру напрямую зависит от состояния мировой экономики, в частности, динамика спроса на фанеру прямо привязана к ВВП. Важный результат пандемии, который мы видим уже сейчас, — это существенное замедление темпов роста мировой экономики, которое может закончиться рецессией. Мы понимаем, что в ближайшей перспективе во многих странах платежеспособный спрос на продукцию начнет снижаться. Сложно спрогнозировать, сколько времени уйдет на его восстановление. Во многом это будет зависеть от мер, которые сейчас предпринимаются, и их последствий», - говорит Анатолий Фришман, генеральный директор компании «Свеза».
В компании моделируют стресс-сценарии и варианты развития бизнеса в зависимости от продолжительности, глубины и последствий ограничительных мер в разных странах. «Свеза» поставляет фанеру в 80 стран мира и сейчас поддерживает постоянный контакт с клиентами, реагирует на ситуацию довольно быстро и гибко.
«Сложно прогнозировать, сколько будут длиться ограничительные меры. Поскольку мы являемся системообразующим предприятием, то продолжаем работать в штатном режиме. При этом всех сотрудников и партнеров, которые находятся на наших площадках, мы обеспечили необходимыми средствами защиты, без этого сейчас работа попросту невозможна», - говорит Анатолий Фришман.
Падение, безусловно, будет, и полного восстановления быстро ждать не стоит. Наиболее реальным сценарием на данный момент кажется падение мирового ВВП примерно на 7%. В случае с фанерой это означает сокращение спроса примерно на 0,5 млн куб. м, и это очень много. Но разные рынки будут вести себя по-разному. Мы видим, что начинает снижаться спрос в России, при этом восстанавливается Азия.
Сейчас компания готовится к любому варианту, разработан перечень мероприятий, которые будут реализованы в зависимости от конкретного сценария: оптимизация производства, сокращение затрат, перераспределение продаж между рынками, обеспечение поставок. Определенное снижение объемов производства точно будет, но в целом компания подошла к этому году в неплохой финансовой форме. У «Свезы» нет долгов, она финансово устойчива и остается такой во всех стресс-сценариях. Кстати, в 2019 году компания выпустила 1,33 млн куб. м продукции, на основной продукт, березовую фанеру, приходится 1,1 млн куб. м. Выручка по итогам года превысила 35 млрд руб.
«Для наших клиентов вне зависимости от ситуации ничего не должно поменяться, они продолжат получать продукцию, которая им нужна, - убежден глава «Свезы». - Также мы понимаем, как работать с разными рынками. В условиях резких колебаний мы вынуждены быстро менять портфель, переносить продажи с одного рынка на другой. Мы продолжаем работу по производству именно тех продуктов, которые несут добавленную ценность для клиента. Очень большой плюс в том, что у нас мощная логистическая система, одна из самых развитых. Это позволило нам даже в условиях такого кризиса сохранить устойчивость логистических цепочек поставок и по некоторым направлениям нарастить их объемы».
Не намерена компания и сокращать объемы инвестиций в развитие: «Возможно, мы сдвинем срок реализации части проектов, но это лишь порядка 20% от всей инвестпрограммы. Все остальное мы продолжаем реализовывать. Если посмотреть на предыдущие кризисы, которые проходили на моих глазах, в долгосрочной перспективе экономика все равно возобновит рост. Провалы будут, но и восстановление — тоже», - считает Анатолий Фришман.