16.08.2019
На площадке НП «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области представители бизнес-сообщества обсудили с председателем Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Владимиром Рябоволом вопросы информационной политики Санкт-Петербурга, размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы. Не осталась без внимания и тема с внесением изменений в Постановление Правительства Санкт-Петербурга №40.
Принятое еще в 2017 году постановление стало резонансным среди предпринимателей и ударило по разным сферам в том числе, по малому бизнесу. По разным оценкам вывеска приносит от 15 до 30% прибыли розничному предприятию. Эффект от постановления в долгосрочной перспективе приведет к снижению выручки и соответственно сокращению персонала, а для малого бизнеса может и к закрытию заведения. Что в свою очередь уменьшает поступления в бюджет, а также в целом негативно отражается на деловом климате в городе.
Член «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти и сопредседатель рабочей группы при Штабе по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге Олег Дю привел пример Москвы, где город поделен на зоны, и определены требования к вывескам на каждой территории. Кроме того, для типичных фасадов разработана разметка, как и где можно разместить вывеску, и если она попадает в эту разметку, то действует упрощенная процедура. Такой подход создает понятные правила и уменьшает нагрузку на профильные комитеты, поскольку обращений меньше, а также экономит время предпринимателей, потому что не требуется лишний раз приходить в комитет. Эту практику можно вполне применить и в Петербурге.
Дмитрий Чагин, председатель рабочей группы по улучшению инвестиционной деятельности при Штабе по улучшению условий ведения бизнеса, предложил рассмотреть варианты предоставления определенных гарантий крупному бизнесу, который вносит существенный вклад в экономику города, изменив законодательство о стратегических инвесторах и проектах. Также Дмитрий напомнил о таком механизме как регуляторная гильотина, который в том числе распространяется на сферу рекламы. «Можно было бы направить в рабочую группу человека от города. И в рамках работы комиссии по регуляторной гильотине аппарата Правительства РФ внести любые предложения, когда существующие законы противоречат федеральным нормам и условиям развития бизнеса».
Ресторатор Трофим Татаренков обратил внимание собравшихся на то, что исторический центр – это в первую очередь туристическая часть. «Мы проводили исследование, которое показало, что большая часть гостей города принимает решение о посещении ресторана находясь в непосредственной близости от него. И незаметные вывески, по сути, лишают заведения лица. Кроме того, развитость различных цифровых сервисов, через которые туристы также выбирают места, приводит к тому, что картинка, которую они видят в сети, не соответствует реальности, т.к. вывеску, висевшую 10 лет, спилили». В результате бизнес теряет в прибылях и вынужден в том числе сокращать персонал. А город – в поступлениях в и без того дефицитный бюджет, и все это на фоне большого количества социальных инициатив, которые должны быть поддержаны в том числе бизнес сообществом.
«Этот вопрос уже не первый год вызывает жаркую дискуссию, найти компромисс действительно непросто, т.к. Петербург это город-памятник со сложившимся историческим обликом, сохранение которого и бережное к нему отношение – всегда будет стоять на первом месте. В то же время, в рамках поручения Губернатора города на Заседании Общественного Совета по развитию малого предпринимательства в Санкт-Петербурге нашим комитетом подготовлены предложения по внесению изменений с учетом мнения бизнес-сообщества. Я уверен, что оптимальный выход из ситуации будет найден, и все заинтересованные стороны придут к согласованному решению. Мы будем работать и над развитием электронных сервисов в документообороте, которые помогут сделать процесс прохождения документов максимально открытым, прозрачным и понятным для всех», – прокомментировал Владимир Рябовол.
Кроме того, г-н Рябовол рассказал о том, что в 2018 году начал свою работу первый в России орган рекламного саморегулирования «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет», что было предусмотрено Меморандумом «По созданию и организации деятельности органа рекламного саморегулирования в России и утверждению пилотного субъекта по развитию деятельности СРО». В большинстве европейских стран, а также в части стран Азии и Америки рекламная деятельность регулируется на ряду с принятыми законами, самим бизнес-сообществом через механизмы отраслевых кодексов саморегулирования и стандартами, за исполнение которых отвечают органы рекламного саморегулирования (ОРС).
Помимо этого живой интерес вызвал вопрос социальной рекламы, возможности наполнения ее различными историческими и культурными смыслами. Участники отметили, что существует много острых вопросов, в частности связанных со спортом и здоровьем, которые не имеют ресурсов для полноценного освящения. Еще один вопрос поднял генеральный директор «Культурной столицы», реализующей проект BEST.Peterburg, Руслан Чернобаев: «В мире много городов-музеев, при этом и в Париже, и в Риме, и в Милане мы видим временные инсталляции (как рекламные, так и арт-объекты). В Петербурге же этого нет, хотя они не портят фасад и не вмешиваются в традиционную историческую структуру города. Это происходит в том числе потому, что не существует понятного механизма и соответствующего органа, чтобы их можно было согласовать и поставить». Подобного рода временные конструкции могут много дать городу с точки зрения имиджа и туристической привлекательности.
В завершение встречи региональный координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленинградкой области Вячеслав Трактовенко отметил, что традиционно клуб собирает предпринимателей для открытой дискуссии с представителями органов власти. «Сегодняшний диалог заложил основу для более плотного взаимодействия и получения поддержки бизнес-сообщества в тех моментах, где сейчас есть внутренние ограничения в межведомственном взаимодействии».