06.03.2019
Глобальные технологические изменения, определяющие направления развития мировой экономики, касаются, конечно, и России, и Самарской области, и города Тольятти.
Журнал "Наш Тольятти" предлагает вашему вниманию интервью с президентом Торгово-промышленной палаты г. Тольятти Виктором Шамраем о том, как наш город встраивается в «цифровую экономику».
1. В последнее время много говорится о цифровой экономике. Что конкретно Вы подразумеваете под этим понятием?
- Мне думается, что важнее не само понятие «цифровой экономики», а то, что она за собой несет. Чтобы было понятнее пример. Всего лишь 100 лет назад все большие города в качестве одной из главных проблем имели проблему вывоза, деликатно выражаясь, навоза. Проблему решило появление и, по историческим меркам, моментальное распространение автомобиля. Но только вместе с навозом автомобиль уничтожил очень много отраслей «народного хозяйства», которые столетиями (!) давали миллионам людей работу и доход.
Цифровая экономика по масштабам и скорости в разы превосходит эффекты 3 промышленной революции. В ближайшие 5-10-15 лет она радикально изменит вокруг нас все – производство, торговлю, образование, здравоохранение…
2. Имеет ли Тольятти потенциал в условиях нового типа экономики и какую роль может сыграть в этом ТПП?
- Тольятти от многих других больших городов отличался тем, что здесь большинство людей живут «деланием», производя что-то. Но в настоящее время при реализации конечного продукта большую часть дохода приносит «придумывание». Посмотрите на список мировых лидеров. В первой 10-ке вы увидите исключительно компании технологического сектора. Хотя еще лет 20 назад там были либо производственные гиганты, либо финансовые монстры. В России «придумыванием» зарабатывает на жизнь не очень много городов. Например, Томск. В этом смысле нам есть к чему стремиться.
Выполняя одну из своих основных функций – организация коммуникаций – ТПП г. Тольятти стремится, с одной стороны, донести информации о происходящих в городе цифровых новациях, с другой стороны – организовать вокруг прорывных проектов совместную деятельность. В ТПП еженедельно собираются эксперты от бизнеса, власти, образования – группа «Умная экономика» - для выявления и снятия затруднений в реализации проектов «умного города». Палата располагает собственной сетью консультантов в 37 странах мира. Мы планируем провести в 2019 году «Тольяттинские диалоги-2».
3. Расскажите, какие проекты или инициативы заложены в Тольятти после объявления его умным городом"?
- Как корабль назовешь, так он и поплывет. Никто наш город умным не объявлял. Да, мы включены в перечень пилотных городов Минстроя. Да, мы заключили несколько соглашений с международными ассоциациями, объединяющими «умные города». Но всем этим объявлениям и соглашениям грош цена, пока сами горожане не поверят в свои возможности. Умных городов без умных горожан не бывает, хоть все столбы и заборы увешай датчиками и камерами.
Но и в список Минстроя мы попали не авансом, не за, как говорят, красивые глаза: более 90% жилищного фонда оснащено счетчиками, весь муниципальный пассажирский транспорт оцифрован. Развивается проект прокладки оптоволокна под формат 5G, т.е. через год-полтора мы будем готовы к развитию интернета вещей. У нас уже несколько лет действует единственный в стране Институт гибридной энергетики. Здание в 1500 квадратных метров обеспечивается энергией от солнечных батарей, а теплом и водой из подземных пластов. Содержание этого здания обходится в 5 т.р. в месяц. Вспомните свои платежки и сравните площадь своей квартиры с площадью института).
4. Как на Ваш взгляд будет развиваться СТА (Самарско-Тольяттинская агломерация) в ближайшие 20 лет?
- В нашем случае не агломерация, а конурбация. В агломерации один центр. В конурбации – два. Пока СТА - больше указание направления движения, чем случившийся факт. С нашей специализацией в конурбации многое понятно. Мы по части «делания».
Правда, нас в ближайшие 20 лет ждет резкое взросление населения. Тех, кому за 50, в городе будет больше 350 тыс. человек. Чем они будут заниматься? Какими будут рынки труда, образования? Справится ли с такой нагрузкой здравоохранение и социальная защита? Но это уже вопросы для следующего разговора…