Триеннале текстильного искусства в «Царицыне»: от традиций к экспериментам — нити, связывающие искусство и философию


image

14.05.2025

С 16 мая по 30 ноября в музее-заповеднике «Царицыно» в Хлебном доме открывается V Российская триеннале текстильного искусства и современного гобелена. Это событие обещает стать значимым для любителей искусства, так как на выставке нити искусства, природы и философии переплетутся в уникальных работах. Триеннале представляет собой главный в России смотр ручного ткачества, где традиционные гобелены соседствуют с экспериментальными произведениями, созданными из арматурной сетки, алюминиевой проволоки, засушенных цветов и даже полиэтилена.

Тема триеннале в этом году звучит поэтично и многослойно: «Многообразие связей. Нити, разрывы, соединения». Куратор Анна Карганова рассказывает о структуре выставки, делящейся на разделы и залы. Первый зал посвящен разрыву и восстановлению связей, второй исследует связь противоположностей, третий представляет биологические связи человека с природой, а четвертый — внутренние связи с самим собой. Всего для конкурсной программы будет восемь залов, дополненных пятью для внеконкурсных работ.

Отбор участников занял восемь месяцев, в течение которых художники из России и зарубежья представили 175 работ. В конкурсную программу вошло более 80 произведений, среди которых семь масштабных инсталляций для парковой зоны, 32 современных текстильных объекта и 43 традиционных гобелена. Большинство работ были созданы специально для триеннале, что подчеркивает уникальность выставки.

Одним из ключевых условий для участников является ручная работа с использованием как традиционных, так и неожиданных материалов. Арматурная сетка, алюминиевая проволока, джутовый канат и даже пластиковая леска создают новые формы и переплетения. Например, Наталья Косовец в своей работе «Коллекция воспоминаний» вплела в полотно собранный вручную гербарий, сохранивший тепло солнечных дней.

Интересные эксперименты с материалами демонстрируют и другие художники. Аргентинец Хулиан Пессе в своей монументальной работе «Жаккар» размышляет о взаимодействии человека и механических посредников в творчестве, ссылаясь на Жозефа Мари Жаккара, изобретателя жаккардового станка. Работа черно-белая, что символизирует двоичную систему счисления.

Белорусская художница Христина Высоцкая в инсталляции «Души леса. Связи» представляет лес как живое пространство, где деревья связаны невидимыми нитями. Она проводит аналогию между экосистемой леса и цифровым полем, в котором существует современный человек.

Внеконкурсная программа также включает масштабный проект Ольги Киселевой «Сеть, в которой мы живем», который обещает стать ярким акцентом выставки. Триеннале в «Царицыно» станет не только площадкой для демонстрации текстильного искусства, но и пространством для глубоких размышлений о связях между человеком, природой и искусством.

Источник Ссылка

Новости