90 лет назад: как открылось московское метро и какие трудности пришлось преодолеть на пути к подземной революции


image

15.05.2025

15 мая 1935 года в Москве открылся метрополитен, что стало значимым событием не только для столицы, но и для всей страны. В этот день на улицах города проходили праздничные демонстрации, а на плакатах красовались лозунги «Есть метро!». Пассажиры впервые смогли воспользоваться картонными билетами, цвет которых соответствовал направлению движения, а вагоны были обставлены кожаными диванами.

История создания московского метро начинается с 6 января 1931 года, когда в городе произошел исторический затор, парализовавший движение трамваев, автобусов и извозчиков. Это событие стало толчком к реализации идеи о строительстве подземной железной дороги, которая обсуждалась еще с конца XIX века. В ноябре 1931 года был утвержден проект первой очереди метро, которая соединяла станции «Сокольники» и «Парк культуры», с ответвлением к «Смоленской».

Строительство метро оказалось настоящим вызовом для рабочих. Они столкнулись с нехваткой опыта и ресурсов, а также с трудностями, связанными с подземными реками и плывунами. В распоряжении строителей были лишь кирки и лопаты, но с развитием технологий удалось внедрить первый проходческий щит и метод замораживания грунтов, что значительно ускорило процесс. Тем не менее, даже после завершения строительства многие элементы требовали доработки, например, эскалаторы, которые изначально не имели движущихся поручней.

Первоначально метро планировалось открыть к годовщине революции 7 ноября 1934 года, однако сроки были сдвинуты. В октябре того же года на участке от «Сокольников» до «Комсомольской» был запущен первый двухвагонный состав, который управлялся одним из его создателей, инженером Михаилом Шполянским. Перед открытием метро в феврале 1935 года на подземной дороге прокатились партийные деятели, которые помогли провести испытания на пиковую нагрузку.

Машинистов для нового транспорта искали среди лучших железнодорожников страны. Первое удостоверение с номером 001 получил Иван Иванов, уроженец Красноярского края. Также удостоверения были выданы А. Трофимову и Н. Тимофееву, чьи имена не сохранились в истории. Первый день работы московского метро стал не только техническим достижением, но и символом нового этапа в развитии столицы.

Источник Ссылка

Новости