21.06.2025
В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Урал: металл и камень», представляющая первую за почти 40 лет масштабную презентацию авторского ювелирного искусства Екатеринбурга с середины XX века до наших дней. Экспонаты выставки, варьирующие от классических гарнитуров до авангардных экспериментов, демонстрируют уникальный стиль уральских мастеров, где камень всегда остается главным героем. О выставке рассказал ее куратор Сергей Винокуров, кандидат искусствоведения и старший научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Сергей Винокуров подчеркнул, что в 1950-е годы московские специалисты оказали значительное влияние на формирование уральской ювелирной школы, подсказывая идеи и отправляя запросы, что способствовало отходу художников от традиционных ювелирных произведений в сторону использования декоративных природных качеств цветного камня. История этой школы началась в середине прошлого столетия, однако ее корни уходят в XVIII век, когда в Екатеринбурге начали работать заводы, а Василий Татищев пригласил шведского резчика Христиана Рефа для обучения местных рабочих шлифовке и огранке камней.
Современные Уральские горы, являющиеся одними из старейших в мире, известны своим богатством самоцветов. Сергей Винокуров отметил, что к самоцветной полосе Урала относятся такие камни, как горные хрустали и аметисты, а также изумруды, которые являются единственным местом добычи в России. Он также рассказал, что правильная огранка этих камней может создать уникальные эффекты, такие как красноватая искра внутри.
С течением времени в ювелирном деле произошли изменения. Если в XVIII веке использовались в основном уральские изумруды, то к середине XX века возник новый запрос на декоративные решения. Винокуров отметил, что цветные камни стали более популярными, и уральские камнерезы начали активно работать с ними. Знание камня и понимание его особенностей стали ключевыми факторами в создании ювелирных изделий. Например, у малахита важен рисунок, который необходимо подчеркнуть, а яшма может иметь различные виды, включая пейзажные.
Выставка «Урал: металл и камень» не только демонстрирует мастерство уральских ювелиров, но и подчеркивает их уникальное место в истории ювелирного искусства. Винокуров отметил, что в СССР активно участвовали в международных выставках, и на развитие московской, ленинградской и уральской школ оказывало влияние вышестоящее руководство.
Источник Ссылка