05.08.2025
5 августа 2023 года мир театра понес утрату: не стало Бориса Юхананова, художественного руководителя «Электротеатра Станиславский». Имя этого режиссера и педагога известно театралам с 1980-х годов, когда он основал первую в стране независимую театральную группу «Театр-Театр», открывшую новые горизонты в жанре перформанса. Его спектакли неизменно становились культурными событиями, привнося свежий взгляд в театральное искусство Москвы.
Борис Юхананов родился в 1957 году в Москве. После окончания школы он поступил в Воронежский институт искусств, где изучал актерское мастерство, а затем продолжил обучение в ГИТИСе, выбрав специальность «режиссер драмы». Выпускник ГИТИСа 1986 года быстро завоевал популярность, став сооснователем кинематографического движения «Параллельное кино», которое стремилось противостоять авторскому кино и официальному искусству. Участники этого движения акцентировали внимание на непубличных темах, часто остававшихся вне поля зрения массового зрителя.
Весной 1986 года Юхананов создал «Театр-Театр», где участники исследовали жанр перформанса и искали новые сценические формы. Первым проектом группы стал спектакль «Мизантроп», который был представлен не на традиционной сцене, а в одном из двориков Арбата. В этом спектакле актеры взаимодействовали между собой, каждый становился соавтором своей роли. Следующий проект, «Мон Репо», объединил тексты Иосифа Бродского, Владимира Набокова и Мольера, и стал одним из первых примеров, когда зрители становились активными участниками действия.
Параллельно с театральной деятельностью, Борис Юхананов активно занимался педагогикой. Он преподавал в Свободной академии в Москве и в ГИТИСе, ставя спектакли в известных театрах города, таких как Театр юного зрителя и Российский академический молодежный театр. Его работа в Школе драматического искусства также принесла успех, особенно постановка «Наблюдатель», основанная на пьесе Алексея Шипенко.
В конце 1980-х годов Юхананов основал «Мастерскую индивидуальной режиссуры» («МИР»), которая объединила студентов и недавних выпускников театральных вузов. Этот проект стал платформой для создания нового театрального языка, где участники обучались у опытных профессионалов. После успешного первого набора «МИР» продолжал развиваться, открывая новые курсы и потоки.
Под руководством Бориса Юхананова были созданы множество проектов, ставших важными событиями в культурной жизни Москвы. Одним из таких проектов стал спектакль «Фауст» Гете, представленный в 1999 году. Эта работа, показанная на фестивале «Пушкин & Гете», длилась почти шесть часов и превратила классическую историю в миф о божественной пьесе, где актеры менялись ролями, создавая уникальный театральный опыт. Борис Юхананов оставил значимый след в театральном искусстве, и его вклад будет долго помнить.
Источник Ссылка