Архитекторы-реставраторы раскрывают секреты восстановления Останкинского дворца: как стены "висит в воздухе"


image

09.10.2025

Останкинский дворец, известный своей исторической ценностью, находится в активной фазе реставрации, и архитекторы-реставраторы Олег Тиунов и Виктор Голуб делятся подробностями о ходе работ. Несмотря на мнение москвичей о том, что реставрация затягивается, специалисты уверены, что работы идут в быстром темпе. Египетский павильон уже открыт для посещения, а главное здание и Итальянский павильон активно восстанавливаются.

Реставрация главного здания и Итальянского павильона представляет собой инженерный триллер. За крупнейшим реставрационным каркасом в России скрываются шокирующие детали: штукатурка снята, обнажена дранка, а стены поддерживаются подпорками. Тем не менее, работа ведется с максимальной осторожностью. Для восстановления фундамента необходимо разобрать здание до основания, что требует применения инновационных методов, таких как "вывешивание" стен в воздухе. Это стало возможным благодаря сохраненным приемам закладки диагоналей и раскосов, которые помогают распределить нагрузку.

Олег Тиунов описывает технологию вывешивания стен: "Каждую стену Египетского павильона мы вывешивали историческим способом, обеспечивая при этом современными металлическими конструкциями". Это позволяет работать под стенами, менять опорные брусья и укреплять фундамент.

Во время работ реставраторы сталкиваются с неожиданными находками. Олег Тиунов демонстрирует деревянный брус, которому несколько сотен лет. С одной стороны он выглядит отлично, но с изнанки подгнивший. Вместо полной замены брусьев используется метод фрагментарной работы, что касается и других элементов, таких как штукатурка и резьба. При реставрации паркета используются вставки из дерева, не младше 100 лет, что обеспечивает лучшее соединение со старым материалом.

Работа ведется с хирургической точностью, и степень подлинности удается сохранить на уровне 70–95 процентов. Останкинский дворец полностью построен из дерева, а колонны под мрамор и штукатурка под камень — это искусные обманки, популярные в свое время. Реставраторы стремятся добраться до всех несущих конструкций, что требует снятия штукатурки и применения зондов.

Как отмечает Виктор Голуб, реставрация Останкинского дворца — это сложный процесс, полный неожиданных проблем. "Дворец сохранился без изменений с конца XVIII века, и внутри него находятся сложные конструкции стен, которые открываются только по мере работы". Именно поэтому реставрация требует времени и тщательности, что делает профессию реставратора рискованной и ответственной.

Источник Ссылка

Новости