24.11.2025
В Доме-музее Марины Цветаевой открылась новая выставка под названием «Квартира № 3 и ее окрестности». Экскурсию для новостного портала mos.ru провела Марина Доронина, старший научный сотрудник и исполняющий обязанности начальника экспозиционно-выставочного отдела музея. Выставка посвящена истории дома, в котором Цветаева поселилась в сентябре 1914 года, в один из самых счастливых периодов своей жизни, и из которого в мае 1922 года уехала в эмиграцию.
Экспозиция охватывает период с 1917 по 1941 год, представляя предметы быта того времени, официальные документы, агитационные материалы, фотографии и многое другое. В материале mos.ru рассказывается об истории дома, его жильцах и той самой квартире, где Цветаева когда-то была счастлива.
Историю участка, на котором расположен Дом-музей, можно проследить с 1844 года. Известно, что здесь находились несколько построек с колодцем и фруктовым садом. Первой хозяйкой участка была дочь гвардейского прапорщика Татьяна Арцыбашева. В 1859 году владение перешло к жене отставного полковника Александре Собко, которая построила дом в 1862 году. Архитектор Казимир Гриневский создал проект двухэтажного здания, в облике которого соединились черты классицизма и эклектики второй половины XIX века.
В 1875 году дом сменил хозяев, им стал коллежский советник Александр Цветаев. После него участок еще несколько раз менял владельцев, среди которых были сын Цветаева Николай и дочь известного купца Каулина Мария Николаевна, в замужестве Вильсон. В начале XX века в доме провели электричество, телефон и водопровод.
Марина Цветаева с мужем Сергеем Эфроном и маленькой дочкой Ариадной поселилась в квартире № 3 осенью 1914 года, когда это был доходный дом. Семья была довольна прекрасной планировкой, мансардой, восемью комнатами и просторной кухней. Рядом с домом находились места, которые Цветаева и Эфрон знали и любили с детства.
Хозяйка с удовольствием создавала уют в доме, украшала стены картинами, заполняла каминную полку и книжные шкафы, устилала полы коврами. С приездом семьи квартира словно ожила: сюда постоянно приходили гости, среди которых были Осип Мандельштам, Илья Эренбург, Константин Бальмонт и другие. Однако счастье продлилось недолго.
В 1917 году Сергея Эфрона мобилизовали, и он был отправлен на фронт. В это время у пары уже родилась вторая дочь Ирина. Цветаева пыталась найти временное жилье в Крыму, но вскоре вернулась в Москву, узнав о Октябрьской революции. Эфрон вступил в Добровольческую армию, а Цветаева осталась одна с двумя детьми. На ее глазах дом, лишившийся хозяина, медленно приходил в упадок.
Национализация банков лишила Цветаеву основного источника дохода — процентов с оставленного матерью капитала. В это тяжелое время небольшую, но необходимую помощь оказывали друзья и знакомые. Чтобы обеспечить тепло в комнатах, ей пришлось сжигать мебель, которую она когда-то с любовью выбирала. Дом, ранее казавшийся надежной крепостью, теперь стал опасным и угрожающим местом. Жилое пространство огромной квартиры сужалось до двух комнат: кухни и бывшего кабинета Сергея Эфрона, который в воображении Цветаевой превратился в «чердачный дворец».
Нижние комнаты квартиры № 3 в этот период оставались пустыми, а уплотнение жильцов произошло, вероятно, в конце 1919 или начале 1920 года.
Источник Ссылка