08.03.2023
Тюльпаны, салат мимоза и брошь с янтарем. Как праздновали 8 Марта в ХХ веке
Что любили получать в подарок москвички, почему мимоза стала символом праздника и кто работал над дизайном советских открыток — в материале mos.ru.
Изначально Международный женский день имел выраженную политическую окраску, что отразилось в символике праздника и первых открытках. Многие же современные женщины 8 Марта просто радуются весне, цветам и поздравлениям. О том, как менялся праздник, mos.ru рассказала Ирина Карпачева, руководитель отдела «История Москвы» Музея Москвы.
Символы праздника
Советская Россия стала первой страной в мире, которая полностью уравняла права мужчин и женщин во всех областях социальной жизни Конституцией 1918 года. В следующем, 1919-м, в календаре молодого государства появился официальный праздник 8 Марта, тогда — Международный день работниц. Международным женским днем 8 Марта стало в 1921 году, но еще долго в этот праздник женщин чествовали за достижения в работе. Домашним праздником Международный женский день стал в 1966-м, когда 8 Марта сделали нерабочим днем.
Во второй половине XX века, когда женщины, отвоевав права, захотели внимания, цветов и подарков, в СССР начали формироваться новые традиции празднования 8 Марта. Поначалу в свой выходной женщины стояли в очередях и у плиты. «Разве только 7 марта после торжественных поздравлений на работе женщин отпускали пораньше, чтобы они успели занять очередь в парикмахерскую и сделать праздничную прическу. А по большому счету они так же, как обычно, готовили и накрывали праздничный стол. Что касается символов праздника, то здесь много мифов. Например, мимоза. Легенда гласит, что веточки мимозы женщинам — передовикам производства предложила дарить Надежда Крупская, которая, будучи заместителем наркома просвещения, как раз занималась праздниками. В это время года в столице можно было найти только мимозу, так она стала символом 8 Марта. Более того, культовый салат мимоза многие хозяйки украшали поначалу не яичным желтком, а шариками настоящей мимозы», — говорит Ирина Карпачева.
В начале 1960-х появились специальные конфеты к 8 Марта, плакаты, ткани и коробки для подарков. Полотенца, салфетки, свечи с символикой праздника были популярны в то время. Советская производственная индустрия подхватила тренд, когда после Великой Отечественной страна уже по большей части отстроилась, а зарплаты стали расти. К концу 1960-х годов распространенным подарком стали духи, появились парфюмерные наборы «8 Марта». В 1967–1968 годах женщинам стали дарить серебряные и мельхиоровые украшения с янтарем, особенным спросом пользовались броши. Янтарь стоил недорого, ассоциировался с весной и солнцем.
Роскошным подарком в 1980-е могли стать импортные колготки — из ГДР или Италии. Косметику, например помаду, мужчины дарить боялись, опасаясь не угадать с оттенком. Хорошие букеты в те времена были в дефиците, к празднику их мгновенно раскупали. «Но все-таки москвички больше всего любят цветы. За последние 40 лет символом праздника стали разноцветные тюльпаны — голландские и отечественные. К женскому дню их завозят в Москву в огромных количествах. В 1990-е в городе стало модно дарить гиацинты, которые тоже символизировали приход весны. А несколько лет назад самым популярным подарком вдруг стали игрушки — медвежата, украшенные розочками», — говорит Ирина Карпачева.
Эволюция открыток
На первых открытках, массово выпускавшихся в СССР с 1950-х годов, художники старались подчеркнуть международный статус праздника — например, на одной из карточек, хранящихся в Музее Москвы, можно увидеть лица азиатки, африканки и девушки европейской внешности.
Источник Ссылка