07.01.2022
На туристическом портале Discover Moscow появился третий онлайн-обзор памятников столичной архитектуры. На этот раз он посвящен зданиям и сооружениям, построенным в стиле сталинского ампира. Они впечатляют своей масштабностью и смелыми решениями архитекторов и строителей.
В рамках цикла «Архитектурные стили Москвы» туристический портал Discover Moscow рассказывает об одних из самых величественных зданий столицы — памятниках сталинского ампира. Этот стиль господствовал с середины 1930-х до середины 1950-х годов. Наследие так называемой эпохи большого стиля до сих пор впечатляет москвичей и туристов, создает неповторимый облик города.
Посетители сайта discovermoscow.com узнают, кто проектировал знаменитые московские высотки, Северный речной вокзал и здание Центрального академического театра Российской армии, а также на каких станциях метро можно найти черты сталинского ампира. Стоит отметить, что это направление в архитектуре весьма эклектично и объединяет элементы ренессанса, барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма, постконструктивизма, ар-деко, а также неоготики.
Сначала портал рекомендует посмотреть на самые известные семь сестер в Москве. Именно так называют высотки, среди которых гостиницы «Ленинградская» и «Украина», здание Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на Воробьевых горах, дома на Кудринской площади, Котельнической набережной, а также административно-жилое здание на площади Красные Ворота и здание МИДа на Смоленской-Сенной площади. К их строительству привлекали известных архитекторов своего времени — Михаила Посохина, Бориса Иофана, Дмитрия Чечулина, а расположение зданий выбирали с учетом видовых характеристик: высотки должны были хорошо просматриваться из разных точек города. Некоторые проекты начали реализовывать перед началом Великой Отечественной войны, но строительство было завершено уже после ее окончания. Во многом эстетика высоток определила новый курс позиционирования Москвы — монументальной столицы страны-победительницы. Но, несмотря на схожие силуэты, каждая из них получилась уникальной: в архитектуре здания МИДа можно увидеть детали нью-йоркской неоготики, а шатровые крыши высотки на Котельнической набережной отсылают к русской архитектуре и напоминают элементы башен Московского Кремля.
Следующим местом знакомства со стилем сталинского ампира может стать территория ВДНХ. Архитектурный ансамбль главной выставки страны был призван отразить все величие Советского Союза. Арка главного входа и павильоны специально задумывались такими масштабными. Визитной карточкой стиля традиционно считается павильон № 1 «Центральный»: монументальное трехъярусное строение с золотой звездой построили в 1954 году — к послевоенному, повторному открытию выставки. Фасад здания обрамлен колоннадой, которую украшают лепные гирлянды и барельефы гербов советских республик, второй ярус отличают неоклассические формы, а венчает постройку характерный шпиль с пятиконечной звездой.
Еще одним примером этого монументального стиля является здание Центрального академического театра Российской армии (ранее — ведомственный театр Вооруженных сил СССР). Оно строилось с 1934 по 1940 год. Сверху здание имеет форму пятиконечной звезды. По периметру оно украшено колоннадой. Автором проекта был архитектор Каро Алабян. Интерьеры этого театра полностью соответствуют его внешнему облику. Они столь же величественны и монументальны: расписные фрески на потолках, пышные люстры в залах и огромные декоративные плафоны в фойе.
Источник Ссылка