ПРАВОВОЙ ОБЗОР 08.05.2023 – 12.05.2023 (ЗИТ)


image

24.05.2023

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. АДМИНИСТАРТИВНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1.На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2023 № 703 «Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования»

(далее – постановление)

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305080001?ysclid=lhpaytemuy623851605)

Постановлением были определены характеристики вспомогательных сооружений и построек, которые могут возводиться рядом с основным зданием без выдачи разрешения на строительство.

Так, постановлением определяется площадь, месторасположение, высотные и иные характеристики вспомогательных объектов в зависимости от различных случаев строительства. В частности, при строительстве промышленных объектов вспомогательная постройка не может иметь площадь более 1,5 тыс. кв. м. А высота вспомогательных построек на приусадебных участках или участках, где ведётся индивидуальное жилищное строительство, не должна превышать трёх этажей или 20 м.

Появление чётких критериев, по которым можно определить сооружения и постройки как вспомогательные, позволит уменьшить количество судебных споров и обращений граждан в различные ведомства, а также снизить издержки застройщиков на возведение таких объектов.

Определение критериев вспомогательных сооружений и построек – одно из мероприятий «дорожной карты» трансформации делового климата «Реинжиниринг правил промышленного строительства», которая была утверждена Правительством РФ в 2021 году. Её реализация позволит сократить длительность и снизить стоимость инвестиционно-строительного цикла, устранить избыточные требования, тормозящие создание промышленных объектов.

Подписанное постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года. Оно необходимо для реализации новых норм Градостроительного кодекса, которые были приняты летом 2022 года.

1.2.На официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2023 № 248/пр «О внесении изменений в форму градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № 741/пр»

(далее – Приказ)

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305100014)

Приказом была дополнена форма градостроительного плана земельного участка и Порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № 741/пр» (далее соответственно – Форма, Порядок).

Так, Форма дополнена новым разделом 12, который будет содержать в себе информацию о требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства. В свою очередь Порядок дополнен главой XIV, которая устанавливает порядок заполнения раздела 12 Формы.

Приказ вступит в силу с 1 сентября 2023 года.

1.3.Минэкономразвития России разработало проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части уточнения прав и обязанностей сторон договора на проведение оценки объекта оценки (обеспечение имущественной ответственности), требований к исполнителям услуг по оценке государственного и муниципального имущества)»

(далее – законопроект)

(https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=138165)

Дата начала публичного обсуждения: 12 мая 2023 г.

Дата окончания публичного обсуждения: 1 июня 2023 г.

Как указывает Минэкономразвития РФ, действующие нормы законодательства в области оценочной деятельности требуют донастройки для усиления защиты прав и законных интересов потребителей и заказчиков оценочных услуг, в том числе при заключении договоров на проведение оценки объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Существующий характер имущественной ответственности оценщиков и оценочных компаний, механизм применения такой ответственности приводит к тому, что привлечение оценщика к имущественной ответственности трудно реализуемо или невозможно.

Таким образом, законопроект предполагает введение повышенных требований к исполнителям услуг по оценке госимущества, а также пересмотр подходов к имущественной ответственности оценщиков.

В частности, законопроект уточняет, что оценочной компания считается не просто при наличии в штате минимум двух оценщиков — для них эта организация должна быть основным местом работы.

К тому же на уровне закона вводятся повышенные требования к оценщикам по оценке госимущества вне зависимости от того, кто их заказывает. Связано это с тем, что сейчас дополнительные требования предъявляются лишь при оценке публичной недвижимости и при цене госконтракта от 500 тысяч рублей, но оцениваться может любое публичное имущество, а заказывать оценку могут и иные лица уже вне конкурсных процедур, например арендаторы.

Так, оценщик должен будет иметь не менее десятка отчетов по оценке имущества и не менее трех — по оценке бизнеса, не привлекаться к дисциплинарной ответственности и не иметь случаев признания отчета недостоверным в течение трех лет. Компании должны работать на рынке минимум пять лет и иметь в штате не менее пяти сотрудников, причем два из них должны соответствовать повышенным требованиям.

Также законопроект усиливает ответственность в случае причинения оценщиком убытком заказчику или третьим лицам из-за некачественной работы. Законопроектом вводятся последовательность возмещения убытков и возможность установления в договоре их предельных размеров. В случае обязательности проведения оценки — вплоть до пятикратной стоимости услуг или 10 млн рублей, а в других случаях — до двукратной стоимости услуг или 5 млн рублей. Как поясняют в Ведомстве, это предоставит оценщикам возможность «принять меры для соответствующего финансового обеспечения» — например, увеличить сумму ответственности в договоре страхования.

Минимальную сумму обязательного страхования ответственности оценщиков планируется поднять вдвое — с 5 млн до 10 млн рублей.

Законопроект, в случае его принятия, должен вступить в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Росреестр сообщил о росте в 1,5 раза онлайн-регистраций недвижимости.

В апреле 2023 года в Москве принято 113 тыс. электронных заявлений на регистрацию прав и постановку на кадастровый учет объектов недвижимости. Этот на 2% больше мартовского показателя (110,8 тыс.) и на 51,7% превосходит апрель (74,55 тыс.) прошлого года. Об этом говорится в отчете столичного Росреестра.

По словам руководителя столичного управления Росреестра Игоря Майданова, годовой рост поданных онлайн-заявлений обусловлен активной работой по переходу на электронное взаимодействие не только с заявителями, но и с банками, застройщиками, а также ведомствами столицы.

Всего в январе — апреле 2023 года в Москве было принято 411,25 тыс. заявлений в электронном виде. Это на 48,2% превышает показатель первых четырех месяцев прошлого года, когда было подано 277,41 тыс. онлайн-заявлений, уточняют в ведомстве.

Резкий рост онлайн-сделок с недвижимостью в Москве столичное управление Росреестра начало отмечать в 2021 году. А летом прошлого года ведомство анонсировало запуск 11 новых сервисов по недвижимости. Например, сервис «Мои объекты недвижимости» поможет россиянам и бизнесу мониторить изменения статуса по объектам и по территории, на которой они расположены.

Источник: https://realty.rbc.ru/news/6462118a9a7947e56aa1a185?ysclid=lhpb8dzdj8115291362

2.2. Росреестр напомнил, что выписку из ЕГРН можно проверить с помощью QR-кода.

Ведомство напомнило на своем официальном сайте о сервисе верификации выписок из ЕГРН при помощи QR-кода. Его работа помогает обезопасить граждан от мошеннических действий при заключении сделок с недвижимостью.

Руководитель Управления Росреестра по Москве Игорь Майданов рассказал, что QR-код содержится на всех видах выписок, вне зависимости от их типа и формата получения. Увидеть его можно в правом верхнем углу документа.

Отсканировав код, получатель выписки перейдет на сайт Росреестра и получит подтверждение или опровержение подлинности информации, которая содержится в выписке. Это исключит потенциальные риски при совершении сделки и гарантирует ее юридическую чистоту.

Напомним, что существует еще один способ обезопасить себя от мошенников. Правообладатель может подать заявление о запрете регистрации сделок с недвижимостью без его личного участия (ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Кроме того, на борьбу с мошенничеством в сфере регистрации недвижимости направлено и еще одно недавнее нововведение: с 1 марта ФИО правообладателя недвижимости может быть указано в выписке из ЕГРН только в том случае, если он сам внесет в реестр специальную «разрешительную запись».

Источник: https://www.garant.ru/news/1623231/

2.3. Установлена административная ответственность за незаконное предоставление сведений ЕГРН.

КоАП РФ дополнен положениями, предусматривающими ответственность за следующие нарушения законодательства о государственной регистрации недвижимости:

- предоставление должностными лицами государственных и муниципальных органов, организациями или гражданами полученных ими сведений, содержащихся в ЕГРН, третьим лицам за плату;

- создание сайтов и компьютерных программ (в том числе мобильных приложений), посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН;

- использование таких сайтов, программ и приложений создавшими их гражданами, организациями или другими лицами в целях предоставления (включая организацию или обеспечение предоставления) указанных сведений заинтересованным лицам.

В качестве санкции за перечисленные действия выступает штраф, который может быть назначен в размере от 15 тыс. руб. – 25 тыс. руб. для граждан до 350 тыс. рус – 400 тыс. руб. для юридических лиц. На случай повторных нарушений установлена повышенная ответственность.

Поправки приняты в целях реализации внесенных в Закон о регистрации недвижимости в апреле 2021 года изменений, которыми, в частности, введен запрет на осуществление указанной деятельности. В первую очередь вновь принятый закон направлен на повышение эффективности борьбы с сайтами-двойниками Росреестра.

Под действие новых составов не подпадает ряд предусмотренных Законом о регистрации недвижимости исключений. В частности, запрет на несанкционированное предоставление сведений ЕГРН не распространяется на информацию, которая по форме и содержащейся в ней совокупности сведений не соответствует утвержденным формам предоставления сведений из ЕГРН и не содержит подписи должностных лиц регистрирующего органа (Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Изменения вступили в силу 9 мая.

Источник: https://www.garant.ru/news/1622847/

III. АДМИНИСТАРТИВНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Решение Московского областного УФАС России от 03.05.2023 по жалобе № 13592/23

Комитетом по конкурентной политике Московской области (далее – Организатор торгов) был организован аукцион в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Вместе с тем в Московское областное УФАС России (далее – Управление) поступила жалобы на данные торги. Так, одним из доводов, приведенных в жалобе, было указание заявителя на то, что в извещении о проведении аукциона указан недостоверный срок аренды земельного участка – 13 лет 2 месяца. По мнению заявителя, договор аренды земельного участка должен быть заключен на 20 лет в соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс).

Рассмотрев жалобу по существу, Комиссия Управления пришла к выводу о том, что жалоба является необоснованной. Мотивировала свое решение Комиссия Управления следующим: подпункт 1 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса устанавливает общие требования к сроку договора аренды земельного участка, а подпункты 2 и 3 указанной статьи содержат требования к сроку аренды земельных участков в частных случаях. Подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства. Вместе с тем в силу пункта 9 статьи 39.11 Земельного кодекса аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 указанной статьи.В свою очередь пунктом 10 статьи 39.11 Земельного кодекса участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности – граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства. Однако аукцион проводится не в порядке, определенном статьей 39.18 Земельного кодекса. Таким образом, ограничение участия в аукционе для юридических лиц не установлено, а подпункт 3 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса не может быть применен.

Источник Ссылка

Новости