Новый спектакль Театра Олега Табакова: Четыре души, один цирк


image

12.06.2023

Четыре души, один цирк: смотрим новый спектакль Театра Олега Табакова. О пьесе и героях рассказывают режиссер Владимир Машков, драматург Олег Антонов и актеры, исполнившие главные роли.

Московский театр Олега Табакова представил последнюю премьеру этого сезона — «Смертельный номер» по пьесе Олега Антонова. Поставил спектакль Владимир Машков, который уже брался за этот материал почти 30 лет назад. В постановке заняты молодые актеры труппы — Владислав Миллер, Севастьян Смышников, Артур Касимов и Владислав Наумов. В главной роли — творчество.

Ночью, когда цирковой шатер опустел, на арене остался один клоун. Отрепетировать в тишине и спокойствии номер для представления — что может быть лучше? Артист поднимается под самый купол — одной рукой держится за веревочную лесенку, другой сжимает саксофон, на котором играет. Затем — срывается вниз. Из люка сцены, пробираясь сквозь пелену дыма, появляются четыре героя — материализовавшиеся части души упавшего клоуна: Черный, Белый, Рыжий и Длинный. Теперь им предстоит выяснить, чей номер лучше, кто больше заслуживает того, чтобы занять место главного и воплотить в жизнь собственные мечты. И борьба между ними разгорается нешуточная.

Художественный руководитель театра и режиссер спектакля Владимир Машков подчеркивает, что главный герой постановки — это творчество, а не какая-либо из ипостасей клоуна. Только искусство — и ничего больше. Этим объясняются и минималистичные декорации в виде арены цирка, их создал заслуженный деятель искусств России Александр Боровский. Владимир Машков уже второй раз обращается к этому сюжету. Первый «Смертельный номер» прогремел в театре в 1994 году, мгновенно став одним из главных хитов культурной жизни города. Режиссер убежден: пьеса, которая легла в основу постановки, вне времени, она была и будет одинаково актуальна, а потому заслуживает перерождения. «Мы еще раз обратились к нашей же пьесе и осмыслили ее уже в XXI веке. Мы ждем того, что увидит зритель сейчас. В зале — другие люди, другой мир, другая страна. Но желания человека, его метания остаются теми же», — сказал режиссер.

Драматург Олег Антонов, который сейчас занимает должность заведующего литературной частью, написал эту пьесу специально для Театра Олега Табакова. Первоначально она называлась «Полуночники» и рассказывала о молодом человеке, сбившем кого-то на пустынной дороге. Четыре его личности рассуждали о том, что теперь делать. Однако Владимир Машков предложил немного изменить сюжет и перенести место действия на арену. Спустя почти 30 лет пьеса почти не претерпела изменений — создатели постановки сделали только легкую сценическую редакцию. «Скорость жизни сегодня, конечно, отличается от той, что была раньше, — говорит Олег Антонов, — но некие базовые истины никуда не делись. Как это ни парадоксально, молодые артисты разделили переживания героев, для них все оказалось ясно и понятно. Никто не подумал, что это какая-то архаичная пьеса».

Старый спектакль, новый вызов. В 1994 году премьера произвела ошеломляющий эффект — билетов на спектакль было не достать, постановку полюбили и публика, и критики. Интересно, что Олег Табаков сначала с сомнением отнесся к тому, чтобы поставить эту пьесу, но все же доверился начинающему режиссеру Машкову. На тот момент Владимир Львович всего лишь два года как получил диплом Школы-студии МХАТ. Постановка Табакову понравилась. «Олег Павлович увидел, что молодое поколение самостоятельное, может принимать решения. Это был одновременно вызов и подарок учителю, он был рад и горд. Сейчас этот спектакль уже вызов нам самим», — отметил Владимир Машков.

Среди тех, кто видел первый спектакль, был и легендарный Юрий Никулин.

Источник Ссылка

Новости