ПРАВОВОЙ ОБЗОР 14.08.2023 – 18.08.2023 (ЗИТ)


image

29.08.2023

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1.  На официальном портале правовой информации опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.08.2023 № 2270-р

(далее – Распоряжение)

(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308240002?index=2)

Росреестр, Минцифры, Минстрой, ФАС, Казначейство России, Минфин

и Минсельхоз, в соответствии с прилагаемой Распоряжением дорожной картой
(далее – Дорожная карта), должны разработать и представить законопроект
об усовершенствовании процедуры торгов земельными участками, находящимися
в государственной или муниципальной собственности. В Правительство проект закона должен быть внесён в декабре 2023.

Установлению правил определения соразмерности площади земельных участков и расположенных на них строений посвящён ещё один законопроект, разработкой которого займутся Росреестр, Минэкономразвития, Минсельхоз, Минстрой, Минприроды, Минфин, ФАС и ряд других ведомств. Внесение такого документа в Правительство намечено на август 2024 года.

Также в соответствии с Дорожной картой октябре 2023 года в Правительство должен быть представлен законопроект о возможности подготовки документов
и подачи заявлений об образовании земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, с использованием электронных сервисов единой цифровой платформы «Национальная система пространственных данных».

Проект ещё одного федерального закона, сопровождение и доработка которого заложены в «дорожную карту», будет посвящён регулированию вопросов, связанных с определением и изменением видов разрешённого использования земельных участков. В этой работе будут участвовать более десятка министерств и ведомств, среди которых Росреестр, Минэнерго, Минцифры, Минэкономразвития, Минстрой
и Минтранс.

В декабре 2023 года, согласно Дорожной карте, в кабмин также должны быть представлены дополнительные предложения по совершенствованию положений Земельного кодекса, касающихся участков, ограниченных в обороте или изъятых
из него. Ещё один пакет предложений будет посвящён завершению разграничения государственной собственности на землю. Кроме того, повышению эффективности использования земель Правительство уделяет особое внимание. Михаил Мишустин неоднократно подчёркивал, что в России не должно остаться заброшенных участков, границы которых даже не определены.

Распоряжение вступает в силу 03.09.2023

1.2.  На федеральном портале проектов нормативных правовых актов 24.08.2023 опубликован проект Приказа Федерального казначейства

«Об утверждении Порядка, определяющего особенности хранения доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде, подтверждающей полномочия представителя юридического лица, в том числе, должностного лица государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, действовать от имени юридического лица,
в предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 17.2 Федерального закона
«Об электронной подписи» случае, в информационных системах, оператором которых является Федеральное казначейство»

(далее – Проект)

(https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=141246)

Проект разработан в целях реализации пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 223 «Организационно-технические требования к порядку хранения, использования и отмены, указанных в статьях 17.2

и 17.3 Федерального закона «Об электронной подписи» доверенностей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 28.02.2022, № 9 (часть I), ст. 1339)
и определяет особенности хранения доверенности в электронной форме
в машиночитаемом виде, подтверждающей полномочия представителя юридического лица, в том числе, должностного лица государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, действовать от имени юридического лица,
в предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 17.2 Федерального закона «Об электронной подписи» случае, в информационных системах, оператором которых является Федеральное казначейство.

Проект вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 марта 2028

1.3.  На федеральном портале проектов нормативных правовых актов 24.08.2023 опубликован проект Приказа Федерального казначейства

«Об утверждении Порядка представления доверенности в предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 17.2 Федерального закона
«Об электронной подписи» случае»

(далее – Проект)

(https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=141245)

Проект в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 224 «Об утверждении требований к соглашениям

и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, устанавливающим порядок представления доверенности в предусмотренных пунктом 2 части 1 и пунктом 2 части 3 статьи 17.2 Федерального закона «Об электронной подписи» случаях, и требований к порядку представления доверенности
в предусмотренном пунктом 2 статьи 17.3 Федерального закона «Об электронной подписи» случае» и определяет порядок представления Федеральным казначейством доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде, подтверждающей полномочия представителя юридического лица, в том числе, должностного лица государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, действовать от имени юридического лица.

Приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 марта 2028 г.

1.4.  На федеральном портале проектов нормативных правовых актов 22.08.2023 опубликован проект федерального закона «О внесении изменений Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(далее – Проект)

(https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=141151)

Статьей 1 Проекта планируется дополнить положение Земельного кодекса Российской Федерации о переходе права на земельный участок при переходе права на здание, сооружение.

Предполагается установление обязательных условий для договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предназначенного для строительства одного или нескольких многоквартирных домов.

А также предполагается предоставить арендатору земельного участка образованного для перехода в общую долевую собственность воспользоваться правом на предоставление без проведения торгов не занятого таким многоквартирным домом земельного участка.

Статьей 3 Проекта планируется дополнить Федеральный закон № 218
«О государственной регистрации недвижимости» особенностями осуществления государственной регистрации права в многоквартирном доме
при государственной регистрации прекращения прав, ограничений и обременений прав на данный земельный участок.

Статьей 4 Проекта договора аренды находящихся в государственной
или муниципальной собственности земельных участков, предназначенных
для строительства многоквартирных домов, планируется привести в соответствие
с настоящим Проектом в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Проекта.

Проект вступает в силу по истечению 10 дней в случае его опубликования.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1.  Россияне построили более 218 тыс. частных домов с начала 2023 года

Более 218 тыс. частных домов (ИЖС) построили и поставили на кадастровый учет россияне с начала 2023 года. К июлю их совокупная площадь достигла 30,4 млн кв. м, что составляет 53% от всего построенного за 2022 год фонда индивидуального жилья.

«Граждане проявляют стабильный интерес к индивидуальному жилищному строительству. Неизменный лидер по площади построенного населением индивидуальных жилых домов – Центральный федеральный округ, в I полугодии
на него пришлось свыше 8,67 млн кв. м или 29% от всего возведенного за это время фонда ИЖС»
, – прокомментировал глава Росреестра Олег Скуфинский.

Практически так же, как в Центральном ФО, частное строительство популярно в Приволжье. Там с января по июнь этого года построено почти 47,2 тыс. индивидуальных домов на 6,49 млн кв. м. Замыкает тройку лидеров Южный федеральный округ с показателем в 32,7 тыс. объектов ИЖС, площадью в 4,52 млн кв. м.

Основным стройматериалом в рассмотренном периоде оказалось
дерево – из него, согласно сведениям ЕГРН, было возведено почти 70,8 тыс. объектов ИЖС или 8,21 млн кв. м. Чуть реже граждане строили дома из кирпича – 44,72 тыс. домов, площадью 7,41 млн кв. м. Меньше всего население возводило панельные дома – всего 3 тыс. построек на 395 тыс. кв. м.

Олег Скуфинский напомнил, что ведомство реализует проект «Земля для стройки», призванный выявить участки для жилищного строительства. «Сервис “Земля для стройки” станет частью Цифровой платформы “Национальная система пространственных данных”, где каждый сможет найти участок для возведения дома. К июлю этого года было выявлено более 49,75 тыс. пригодных для индивидуального жилищного строительства участков и территорий, площадью 70,02 га, а это свыше 700 млн кв. м», – отметил он.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rossiyane-postroili-bolee-218-tys-chastnykh-domov-s-nachala-2023-goda/

2.2. Оформляйте документы на недвижимость через Госуслуги

На Госуслугах теперь можно зарегистрировать право собственности

на недвижимость, если данные о ней уже есть в ЕГРН. Либо отправить недостающие сведения, если вы подавали заявление в МФЦ или онлайн, но допустили ошибку
или предоставили не все документы.

Чтобы защитить имущество от мошеннических сделок, на Госуслугах можно наложить запрет на любые действия с недвижимостью без вашего личного участия.

Как зарегистрировать собственность на новую недвижимость:

1)в услуге «Кадастровый учёт» выберите раздел «Возникновение права
на недвижимость»;

2)укажите вид собственности, которую вы хотите зарегистрировать
и выберите объект недвижимости;

3)укажите сведения из ЕГРН, например, кадастровый номер или адрес
и площадь.

Если этих сведений нет, зарегистрировать собственность не подпишите заявление с помощью приложения «Госключ».

Заявление на кадастровый учёт с одновременной регистрацией прав пока можно подать только в МФЦ. Но дополнительные данные к заявлению можно также отправить с помощью услуги «Кадастровый учёт».

Когда можно подавать дополнительные документы:

1)в одном из документов была ошибка;

2)документ не прикрепился к заявлению при первой подаче;

3)регистратор попросил прислать дополнительный документ;

4)в случае приостановления государственного кадастрового учёта
или регистрации прав;

5)если есть ограничения на сделки с недвижимостью.

Дополнительные документы автоматически добавятся к ранее отправленным.

Подписать заявление можно с помощью мобильного приложения «Госключ».

Источник: https://digital.gov.ru/ru/events/46641/

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1.  Постановление (определение) Арбитражного суда Уральского округа кассационной инстанции Российской Федерации № Ф09-4676/23 от 25.08.2023 по делу № А35-10879/2021.

Администрация Североуральского городского округа (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к УФАС России (далее – Управление, Антимонопольный орган) с требованиями о признании недействительными решения и предписания.

Решением Арбитражного суда Свердловской области заявленные требования удовлетворены, а постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменений.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Заявитель жалобы
(далее – Заявитель, Третье лицо) и Управление обратились с кассационными жалобами, в которых просят судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, признав оспариваемые решение и предписание Антимонопольного органа законными и обоснованными.

В жалобах Антимонопольный орган и Третье лицо настаивают на доводах о доказанности факта нарушения администрацией при осуществлении спорного аукциона пункта 19 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); указывают на неправомерный отказ администрации в допуске к участию в аукционе супруги Заявителя, действующей на основании нотариально заверенной доверенности.

Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, Администрацией (организатор торгов), на основании постановления «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка», проводился аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.

Заявка Заявителя была допущена организатором торгов на участие в аукционе. Заявитель не смог принять участие в аукционе, поскольку находился в командировке.

В связи с этим предварительно оформил нотариально удостоверенную доверенность на свою супругу. Супруга в день проведения аукциона предоставила доверенность, однако организатором торгов ей было отказано в участии в аукционе в связи с отсутствием оригинала доверенности и невозможностью проверки ее подлинности.

Протоколом аукциона, аукцион признан не состоявшимся в связи с регистрацией единственного участника аукциона. Заявитель не согласился с недопуском к участию в аукционе своего представителя и обратился с жалобой в Антимонопольный орган.

Антимонопольным органом, было вынесено решение и предписание, согласно которым жалоба была признана обоснованной, в действиях организатора торгов установлено нарушение пункта 19 статьи 39.12 ЗК РФ, выразившееся в недопуске к участию в аукционе представителя Заявителя, действующего на основании нотариальной доверенности, что привело к признанию аукциона несостоявшимся.

Из материалов дела судами установлено, что в рассматриваемом случае основанием для вывода антимонопольного органа о наличии в действиях организатора торгов нарушения пункта 19 статьи 39.12 ЗК РФ явилось признание аукциона несостоявшимся по причине недопуска к участию в аукционе супруги Заявителя, действующей на основании нотариальной доверенности.

Как следует из материалов дела Антимонопольный орган при рассмотрении жалобы установил, что представителем Заявителя для участия в аукционе была представлена копия нотариальной доверенности, которая числится в реестре доверенностей на сайте. Нотариально удостоверенных распоряжений об отмене доверенностей, содержащих сведения об отмене доверенности, не имеется.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли
к обоснованному выводу, что аукционная комиссия при отсутствии подлинника доверенности (надлежащим образом заверенной копии), при предъявлении фото доверенности, из которого невозможно в полном объеме идентифицировать доверенность и полномочия, не имела возможности с достоверностью убедиться в предоставлении полномочий Доверенному. от лица Заявителя, в связи с этим члены аукционной комиссии при решении вопроса о допуске жены Заявителя к участию
в аукционе отказали.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Источник Ссылка

Новости