ПРАВОВОЙ ОБЗОР 23.10.2023 – 27.10.2023 (223-ФЗ)


image

01.11.2023

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1.Министерством финансов Российской Федерации опубликован ежеквартальный отчет по результатам мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за III квартал 2023 год.

(далее – Отчет)

(https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/10/main/Monitoring_3_kvartal_2023.pdf)

При проведении мониторинга оценивалась информация о проведении закупок в III квартале 2023 г., в том числе во взаимосвязи с закупками, проведенными в I и II квартале 2023 г., при определении показателей накопленным итогом, в связи с чем отчетным периодом по общему правилу являются три квартала 2023 г. Отдельная информация в связи с особенностями ее формирования и ведения в единой информационной системе представлена по состоянию на конец III квартала 2023 г.

Базисным периодом, с которым производится сравнение информации об осуществлении закупок, по общему правилу являются три квартала 2023 г., отдельная информация сравнивается с информацией, сформированной по состоянию на конец III квартала 2023 г.

Основные результаты закупок за III квартал 2023 года:

- увеличилось количество и стоимость размещаемых извещений в сравнении с таким же периодом 2022 года;

- количество конкурентных закупок среди всех размещенных извещений превышает количество неконкурентных;

- количество поданных заявок на участие в закупках увеличилось. При этом больший прирост заявок зафиксирован в запросе котировок;

- количество и стоимость договоров, которые заключили по итогам конкурентных закупок, больше, чем по итогам неконкурентных;

- уменьшилось количество расторгнутых договоров;

- наибольшее количество договоров заключено на поставку лекарств. При этом по стоимости большее количество договоров пришлось на строительные работы.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1.  На сайте регулятора опубликован ежеквартальный отчет по результатам мониторинга закупок по Законам №44-ФЗ и 223-ФЗ за третий квартал 2023 года.

В части закупок для государственных и муниципальных нужд Минфин отметил:

-существенное увеличение (в 25 раз) количества закупок у единственного поставщика в электронной форме в соответствии с ч.12 ст.93 Закона №44-ФЗ (через «электронный магазин»);

-увеличение среднего количества заявок на участие в конкурентных закупках;

-расширение применения КТРУ при осуществлении закупок;

-увеличение в 1,5 раза количества самозанятых граждан, включенных в ЕРУЗ, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Самым распространенным конкурентным способом определения поставщика по Закону №44-ФЗ по-прежнему остается электронный аукцион.

В отношении закупок по Закону №223-ФЗ отмечается:

-превышение в количественном и стоимостном выражении доли договоров, заключенных по результатам конкурентных закупок, над договорами, заключенными в результате неконкурентных способов закупки (на основании данных ЕИС);

-снижение числа расторгнутых договоров;

-заключение наибольшего количества договоров связано с поставкой лекарств.

Источник: https://gkgz.ru/zakupki-v-tretem-kvartale-2023-goda-na-chto-obratil-vnimanie-minfin/

2.2.На сайте регулятора опубликован ежеквартальный отчет по результатам мониторинга закупок по Законам №44-ФЗ и 223-ФЗ за третий квартал 2023 года.

Нехватка квалифицированных специалистов, их удержание может стать одним из основных рисков в сфере корпоративных закупок, заявили участники саммита "Корпоративные закупки - 2023".

"Есть риск команды, - сказал директор по закупкам и логистике "Т Плюс" Руслан Хальфин. - К настоящему времени все стали понимать, что закупки - не просто сервисная функция в компании, а одна из основных операционных функций, от эффективности которой зависит обеспечение работоспособности основных бизнес-процессов компании".

При этом Хальфин отметил, что в новых, сильно волатильных условиях к специалистам по закупкам предъявляются новые требования. "Сейчас закупщик должен быть очень быстрым, быстро принимать решения, - подчеркнул он. - В том числе нестандартные".

Появление и усиление кадрового риска также отметил директор по закупкам компании "Окто Уголь" Юрий Наумов. По его мнению, кадровый риск - один из основных, поскольку им нельзя управлять.

"Теперь, когда все приспособились к работе в новых условиях, стала проявляется нехватка квалифицированных специалистов, и быстро эту проблему решить нельзя", - сказал он.

"Сейчас растет риск того, что участники рынка начнут активно переманивать специалистов в сфере закупок, - добавил Хальфин, - соответственно перед компаниями стоит задача по их удержанию".

Также к основным рискам 2024 года участники рынка отнесли непредсказуемость изменения геополитической ситуации, отсутствие стабильности курса рубля, возможные резкие изменения законодательства.

Кроме того, закупщики крупных компаний отмечают необходимость усиления работы с поставщиками. В том числе в части обеспечения их дальнейшего развития (предполагается, что это повысит уровень стабильности поставок, расширит номенклатуру поставляемых товаров - ИФ), а также повышения уровня качества поставляемых ими товаров, услуг.

"В настоящее время требования к качеству тех или иных товаров регламентированы, есть ГОСТы, - сказала операционный директор компании "Мустанг технологии кормления" Алиса Ярох. - Но далеко не всегда они соблюдаются". Это, по ее словам, создает дополнительные риски для заказчиков, особенно в тех случаях, когда качество закупаемого сырья, компонентов важно для основного производства заказчика.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/3125

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2023 № № Ф09-6363/23 по делу А50-33396/2022

Общество с ограниченной ответственностью «Эдванст Левел» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения, вынесенного Управлением (далее – решение Управления).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.04.2023 заявленные требования удовлетворены. Решение Управления признано недействительным. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе антимонопольный орган просит указанные судебные акты отменить, так как они являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам; просит принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Фабрикой на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку электротехнических изделий.

Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия Заказчика и просило отменить протокол по рассмотрению заявок и подведению итогов закупки, ввиду неправомерного отклонения заявки Общества.

Оспариваемым решением Управления жалоба Общества оставлена без рассмотрения по причине пропуска десятидневного срока на подачу жалобы. Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что антимонопольный орган неправомерно принял решение об оставлении жалобы Общества без рассмотрения. Признал доказанным нарушение прав Общества обжалуемым решением Управления

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.

Для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В силу части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Признав десятидневный срок пропущенным, Комиссия Управления оставила жалобу Общества без рассмотрения, так как правовые основания для рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ отсутствовали.

Согласно пункту 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Письмом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 29.12.2015 № ИА/76070/15 разъяснено, что понятия «подача жалобы» и «поступление жалобы в контрольный орган» не идентичны, в связи с этим если жалоба подана в орган связи до окончания срока подачи заявок, то такая жалоба считается поданной в срок и подлежит принятию к рассмотрению.

С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что если жалоба подана через организацию связи до окончания срока подачи заявок, то такая жалоба считается поданной в срок и подлежит принятию к рассмотрению, что соответствует правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 18.05.2021 № 310-ЭС21-5629.

Источник Ссылка

Новости