15.11.2023
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1. На сайте системы обеспечения законодательной деятельности
опубликован Законопроект № 482655-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О приватизации государственного
и муниципального имущества»
(далее – Законопроект)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/482655-8)
Законопроектом предлагается сократить минимальный обязательный срок нахождения недвижимого имущества в аренде.
Предлагаемый подход по уменьшению минимальных обязательных сроков нахождения недвижимого имущества в аренде у субъектов МСП позволит решить следующие задачи:
1) повысить доходы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
2) сократить расходы МСП на уплату арендной платы;
3) обеспечить поддержку субъектов МСП;
4) обеспечить ускорение процесса приватизации государственного и муниципального имущества.
Уменьшение сроков, дающих право на участие субъектов МСП в процедурах выкупа государственного или муниципального недвижимого имущества, выступит действенной мерой, направленной на укрепление имущественной основы ведения предпринимательской деятельности.
При этом Законопроект не затрагивает установленные действующей редакцией Закона № 159-ФЗ условия выкупа арендуемого имущества, включенного в Перечень, что в свою очередь позволит сохранить доходы соответствующих бюджетов от аренды такого имущества.
Также, Законопроектом предусмотрены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации). В настоящее время, согласно положениями статьи 24 Закона о приватизации не предусмотрены определение начальной цены продажи без объявления цены и штрафные санкции при уклонении победителя торгов от подписания договора купли-продажи такого имущества.
Предлагаемые Законопроектом изменения Закона о приватизации направлены на дополнение порядка приватизации государственного и муниципального имущества без объявления цены, который будет предусматривать защиту торгов от недобросовестных покупателей и, как следствие, увеличит их результативность.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Люди, земля и заборы
Уже два года действует Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», внесены изменения в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях, а также в нормативные акты, регламентирующие работу контролирующих органов. О том, как изменилась работа по государственному земельному надзору в Московской области? - мы решили узнать у начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Московской области, заместителя главного инспектора Московской области по использованию и охране земель Вероники Иззатуллаевны Маккамбаевой.
Вероника Иззатуллаевна, какие новые формы взаимодействия с проверяемыми лицами появились?
Федеральный государственный земельный надзор теперь осуществляется не в отношении юридических лиц, граждан и учреждений, а в отношении объектов земельных отношений, таких как земельные участки, их части, а также земли. Это принципиальная разница, которая заставила осуществить переформатирование всех надзорных методов, структуру службы и даже наработанных навыков.
На сегодняшний день проверочные мероприятия отошли на второй план. «Во главу угла» встала профилактика нарушения обязательных требований земельного законодательства. Инспектор в своей работе фактически сменил роль надсмотрщика на роль эксперта-консультанта. И как показывает практика, инспекторы подмосковного Росреестра хорошо показали себя в разрешении конфликтных ситуаций связанных с земельными отношениями.
Если говорить об эффективности профилактической работы, то цифры говорят сами за себя. Привлечение к административной ответственности с наложением штрафов стимулировало нарушителей земельного законодательства на порядок ниже, чем выданные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
А когда землевладелец может получить подобное предостережение? И что ему необходимо предпринять после его получения?
Управление объявляет контролируемому лицу предостережение
о недопустимости нарушения обязательных требований в случае наличия
у инспектора сведений о готовящихся нарушениях земельного законодательства или признаках нарушений обязательных требований и создании угрозы причинения ущерба охраняемым законом ценностям.
Предостережение обязательно содержит не только информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, но и предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.
Однако, чаще всего сомнений в обоснованности выдачи предостережений у людей не возникает. И в Управления поступают обращения с объяснениями сложившейся ситуации и просьбой разъяснить порядок приведения документов или земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Особенно хотелось отметить, что не одно предостережение, выданное Управлением, не было обжаловано и признано необоснованно направленным.
Как часто происходит общение инспекторов и землевладельцев и в какой форме?
Инспектор Московской области по использованию и охране земель, является государственным гражданским служащим, причем обладающим властными полномочиями его общение с гражданами и представителями организаций четко регламентировано. Порядок взаимодействия утвержден: Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081.
Причем хотелось бы подчеркнуть, что указанные законодательные
и нормативный акты в первую очередь наделяют лиц, обратившихся в Управление, правами на получение полной и достоверной информацией по интересующим
их вопросам, а не являются барьером для ее получения.
Скажите, с какими вопросами и проблемами обращаются заявители?
Как уже упоминалось ранее, инспекторам вольно или невольно приходится участвовать в земельных спорах. И хотя в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке, подчас просто разбор инспектором сложившейся ситуации сводит спор на нет. Естественно для того чтобы правильно оценить доводы оппонентов необходимо быть профессионалом в своем деле. И тут я могу с гордостью отметить, что, не смотря на относительную молодость инспекторского состава, все они имеют хорошую профессиональную подготовку и продолжают получать дополнительные актуальные знания действующего земельного законодательства и технические навыки использования геодезического оборудования. В качестве примера приведу порядок рассмотрения писем, поступающих в отдел. Перед подготовкой ответа каждый инспектор осуществляет проверку доводов заявителя путем сравнительного анализа с данными Единого государственного реестра недвижимости, схем дистанционного зондирования Земли и открытых источников. Порой для подготовки ответа инспекторам приходится разбирать техническую документацию, ортофото-
и межевые планы, правильно интерпретировать, с учетом сложившейся ситуации, заключения кадастровых инженеров.
Есть ли какая-то общая рекомендация для наших читателей?
Совет, который я могу дать – перед покупкой земельного участка обязательно пригласите кадастрового инженера, чтобы он на местности указал действительные границы земельного участка, а также разъяснил, как использовать земельный участок правильно. Не будет лишним обратится в многофункциональный центр за выписками из Единого Государственного реестра недвижимости о правах и о характеристиках земельного участка. Этот же совет я думаю будет актуален и для уже владельцев земли.
Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/reg/lyudi-zemlya-i-zabory07112023/
III. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Решение по жалобе № 41861/23 на действия (бездействие) при организации и проведении торгов от 09.11.2023.
Комиссия Московского областного УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу Заявителя на действия (бездействие) организатора торгов Комитета по конкурентной политике Московской области (далее – Организатор торгов) при организации и проведении аукциона
в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка и пришла к выводам о необоснованности жалобы по следующим основаниям:
Порядок организации и проведения Аукциона определен статьями 39.11 – 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации.
Общие требования к торгам установлены статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно доводам жалобы:
1. Извещение о проведении Аукциона содержит неполную информацию о Земельном участке, а именно отсутствуют сведения о:
- параметрах разрешенного строительства объекта;
- технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения;
- геоподоснове;
- подъездных путях к Земельному участку и необходимости установления сервитута в связи с ограничением доступа к Земельному участку.
Требования к содержанию извещения о проведении аукциона на право аренды земельного участка определены пунктом 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе сведения о предмете аукциона (в том числе
о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если
в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
Комиссией осмотрены документы, размещенные на сайте https://torgi.gov.ru/new во вкладке «Документы и сведения» (раздел «Документы лота»).
Информация о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства на Земельном участке содержится в правилах землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Солнечногорск Московской области, утвержденных постановлением Администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 21.04.2021 № 592.
Сведения о возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на Земельном участке содержатся в письме Государственного казенного учреждения Московской области «Агентство развития коммунальной инфраструктуры».
Указанные документы являются неотъемлемой частью Аукционной документации и доступны для ознакомления без ограничений
Документы, подтверждающие обратное, Заявителем не представлены, Комиссией не установлены.
Норму, накладывающую на Организатора торгов обязанности по размещению в составе извещения о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и аукционной документации документов и сведений о геоподоснове и подъездных путях к таким земельным участкам, Земельный кодекс Российской Федерации не содержит.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила признать жалобу Заявителя необоснованной.
УФНС России по Московской области приглашает налогоплательщиков 19 декабря 2023 года в 11:00 часов принять участие в вебинаре
На вебинаре будут рассмотрены следующие вопросы:
Модератором на вебинаре выступит председатель Московского областного отделения Российского союза налогоплательщиков, председатель Общественного совета при УФНС России по Московской области Вадим Винокуров.
Для участия в вебинаре не нужно предварительно регистроваться, необходимо после начала вебинара войти в вебинар и ввести свое имя. Вебинары проводятся с использованием ПО TrueConf. По окончании мероприятия, на этой странице будет выложена запись.
Презентация к вебинару Скачать
Презентация к вебинару Скачать