ПРАВОВОЙ ОБЗОР 23.06.2025 – 27.06.2025


image

30.06.2025

Государственные и муниципальные закупки

(блок Федерального закона № 44-ФЗ)

 

 

  1. Президент РФ подписал закон о создании ГИС «Антикартель»

Новая статья 9.3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает правовые основы функционирования государственной информационной системы по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений (ГИС «Антикартель»).

Ее функционал позволит анализировать данные единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, ГИС «Торги» и иную информацию в целях выявления рисков нарушений антимонопольного законодательства в автоматическом режиме с помощью элементов машинного обучения.

Система позволит проводить комплексное исследование данных и ежедневный анализ 100% проводимых закупочных процедур, а также оперативно получать информацию, сокращая число направляемых запросов.

Закон вступает в силу с 01.08.2025

Где читаем?

Федеральный закон от 24.06.2025 № 182-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «О защите конкуренции»

 

  1. В первом чтении принят проект федерального закона 895228-8
    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Законопроектом вводятся штрафы за отсутствие раздельного учета
по контактам, заключенным в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Согласно проектируемой статье 15.371 КоАП нарушение участниками казначейского сопровождения требования о ведении раздельного учета влечет наложение административного штрафа:

от 10 до 50 тыс. руб. — для должностных лиц;

от 5 до 10 % от суммы контракта/договора, но не более 500 тыс. руб. и не более 1 млн руб. — для ИП и юрлиц соответственно.

17.06.2025 законопроект принят в первом чтении (срок предоставления поправок до 01.07.2025).

Где читаем?

Проект Федерального закона № 895228-8

 

  1. Изменен перечень банков, удовлетворяющих требованиям Закона № 44‑ФЗ

25.06.2025 Минфином России размещен обновленный перечень банков, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона № 44‑ФЗ, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств по закупкам.

В указанный перечень добавлен банк Республики Беларусь:
ОАО «Технобанк».

На сегодняшний день в актуальном списке 207 кредитных организаций.

Где читаем?

Печень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов

 

 

  1. При просрочке по госконтракту взыскивается только пеня,
    а не штраф.

Арбитражный суд Московского округа отменил ранее принятые решения нижестоящих инстанций, согласившихся с требованиями Росгвардии о взыскании пени и штрафа с поставщика за нарушение сроков поставки. Кассация напомнила: если обязательства по контракту исполнены, пусть и с опозданием, то оснований для взыскания штрафа нет — возможно только начисление пени.

Росгвардия потребовала с поставщика почти 77 тыс. руб. пени и около 400 тыс. руб. штрафа за просрочку поставки товаров на сумму свыше 8 млн руб. Задержка составила почти два месяца. Первые две инстанции удовлетворили иск полностью.

Однако кассация отказала в удовлетворении требований и подчеркнула следующее:

  1. Контракт был исполнен, но с нарушением сроков — он не расторгался.
  2. Просрочка — это не неисполнение, а значит, она влечёт начисление пени, но не штрафа.
  3. Штраф и пеня за одно и то же нарушение одновременно не взыскиваются.
  4. Поскольку размер пени менее 5% от цены контракта действует механизм обязательного рассмотрения вопроса о её списании по Правилам списания сумм неустоек, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783.

ВС РФ поддержал выводы кассационной инстанции и отказался пересматривать дело.

Где читаем?

Определение ВС РФ № 305-ЭС25-6430 по делу А40-167943/2024, Решение АС г. Москвы по делу А40-167943/24-191-1275

 

 

Закупки отдельными видами юридических лиц

(блок Федерального закона № 223-ФЗ)

 

  1. ФАС совместно с ФНС рекомендуют применять сервис оценки юридических лиц при закупках по Закону № 223-ФЗ.

В связи с разработкой методик проведения автоматизированного анализа (оценки) финансово-хозяйственного состояния и иной информации, характеризующей деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заказчикам было рекомендовано закрепить в положениях
о закупке случаи использования сервиса оценки юридических лиц.

По мнению ведомств, это позволит подбирать более надежных контрагентов
и снизит финансовые риски при исполнении договоров.

Где читаем?

Письмо ФНС России № ЕД-17-31/1324, ФАС России № МШ/45087/25
от 15.05.2025

 

  1. Суд в своем решении разъяснил, что на автономные организации также могут распространятся действия Закона № 223-ФЗ.

В суд обратилось АНО к Управлению ФАС с иском о признании незаконным выданного предписания. В своем иске АНО ссылается на то, что при организации закупок на нее распространяется действия Закона № 44-ФЗ, а не Закона № 223-ФЗ.

Представитель ФАС России в своей позиции обращает внимание
на то, что АНО фактически является автономной государственной организацией, созданной для решения государственных задач и в действиях АНО усматриваются нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», непринятие мер по разработке и размещению в ЕИС Положения
о закупке, а также проведение закупок не по Закону № 44-ФЗ.

В решении суд обратил внимание на то, что АНО было создано Департаментом, а также на то, что организация получала региональные субсидии,
исходя из целей предоставления субсидий закупки должны осуществляться по Закону № 223-ФЗ.

Где читаем?

Решение АС Томской области от 05 июня 2025 года по делу № А67-1065/2025

 

 

Земельно-имущественные торги

 

  1. В Госдуму внесен законопроект о проведении на территории Московской области эксперимента в сфере строительства, реконструкции индивидуальных жилых и садовых домов

Инициаторы законопроекта обосновывают свой законопроект
тем, что на территории Московской области огромное наличие как индивидуально жилых, так и садовых домов, при строительстве которых допускаются нарушения градостроительных и пожарных норм, что в последствии влечет к подаче обращений
о данных нарушениях от граждан.

Чтобы уменьшить количество нарушений градостроительных и пожарных норм, а также количество жалоб от граждан, инициаторы предлагают провести эксперимент, согласно которому предпринять следующие меры:

Где читаем?

Законопроект № 952998-8

 

 

  1. Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции по вопросу необоснованного отклонения заявки по формальным основаниям

Организатор торгов, отклонил заявку лица на участие в аукционе, так как им
не было предоставлено подтверждение уплаты задатка, в виде платежного документа. Лицо обратилось с жалобой в Управление ФАС, которое признало жалобу обоснованной.

Организатор торгов обратился с исковым заявлением в суд к Управлению ФАС,
в котором просил отменить решение и предписание Управления ФАС.

Суд, исходя из материалов дела, поддержал решение Управления ФАС
и обратил внимание на то, что подача заявки осуществляется только посредством интерфейса электронной площадки. При этом подача заявки невозможна при отсутствии на лицевом счете участника, сформированного оператором площадки, денежных средств в размере, соответствующем размеру установленного
в документации задатка.

Оператором электронной площадки предоставляется информация организатору торгов о внесенном участником торгов задатке, данная информация фактически свидетельствует о предоставлении такой информации в составе заявки.

 

Где читаем?

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А59-7917/2024 от 25.06.2025

Источник Ссылка

Новости