26.12.2019
На совместном заседании комитетов по торговле и малому и среднему бизнесу Калининградской ТПП подвели итоги года и попытались заглянуть в будущее, обсудив грядущие внедрение маркировки и отмену ЕНВД
В мероприятии приняли участие уполномоченный по правам предпринимателей Калининградской области С.Б. Нижегородова, представители правительства Калининградской области, администрации Калининграда, предприниматели.
Открывая работу, председатель комитета по торговле Юрий Дергачёв отметил, что год был достаточно напряжённым и сложным, неоднократно приходилось возвращаться к темам «Меркурия», окончательного внедрения онлайн-касс, маркировки товаров. «Складывается впечатление, что наш малый и средний бизнес живёт вопреки всему, - с грустью констатировал Юрий Сергеевич. - И есть надежда, что он и дальше будет продолжать жить, преодолевая все трудности».
Председатель комитета по малому и среднему бизнесу Марат Мусин поддержал коллегу: «Что касается ситуации в малом и среднем бизнесе, она крайне непростая. Несмотря на то, что наш регион занимает одно из ведущих мест по количеству предпринимателей на тысячу жителей, настораживает уменьшение количества малых предприятий. Пока нет ответа на вопрос, с чем связана эта отрицательная динамика – либо это следствие «чистки» реестра, которую проводят налоговые органы, освобождаясь от компаний-однодневок, либо это связано с экономической ситуацией (речь о фискальной нагрузке, о неналоговых платежах и т.д.)».
Немудрено, что и последнее в 2019 году заседание комитетов вновь было посвящено обсуждению всё возрастающей нагрузки на малый и микро-бизнес.
Вынесет ли Боливар двоих – маркировку и отмену ЕНВД, - задавались вопросом предприниматели и постепенно склонялись к худшему варианту.
На первый взгляд, расходы на маркировку не выглядят излишне большими. Придётся получить усиленную электронную подпись (от 950 руб.), покупать марки по 50 копеек за каждую, 2D-сканер (от 4000 руб. за штуку), менять программное обеспечение (до 10000 рублей в год), дополнительно заплатить оператору фискальных данных (от 2000 рублей), поднапрячь коллектив, чтобы промаркировать остатки.
Но, как и обычно, на этом фоне начали всплывать детали…Во-первых, для печати марок нужно покупать специальный принтер (от 50000 рублей). Можно, конечно, печатать на обычном, сохранять базу на сервере, чтобы, если что случится с маркой, её перепечатать. Но обычный принтер с такой нагрузкой проработает недолго.
А если вы экспортёр? Тут придётся покупать специальное программное обеспечение, чтобы маркировать товар. Стоимость его начинается от миллиона рублей.
И, конечно, помимо всего вышеперечисленного потребуется обновление бухгалтерских программ. Члены комитета затруднились назвать стоимость этой доработки, но прогнозы, поверьте, были крайне неутешительны.
Евгения Дмитрук (ООО «ККМ – центр») предупредила: «Чтобы продавать маркированную обувь, необходимо провести все подготовительные операции, потому что ни один из поставщиков не отгрузит товар, зная, что вы не сможете его списать со своего остатка».
Таможня, в свою очередь, уже с 1 марта 2020 года не будет пропускать в страну немаркированные партии обуви. Полной ясности как будут маркировать оптовые партии пока нет, скорее всего, подзаработать на этой операции смогут иностранные рабочие.
Полную информацию и все инструкции – для поставщиков маркированных товаров и их продавцов - можно найти на сайте «Честный знак.рф». Ресурс, на котором заказывают марки и т.д. – «ГИС МТ».
«Бизнес-то в курсе, что с 1 марта нельзя будет купить или продать лапти без маркировки?», - задался вопросом А.А. Елаев
«Многие организации не понимают серьёзность ситуации, - ответила Евгения Дмитрук. - Чтобы продать свои остатки, необходимо их промаркировать. С 1 марта, если не будете участвовать в этом процессе, это будет противозаконно».
Для справки: В ст. 171.1 части пятой УК РФ штраф за несоблюдение правил маркировки составляет до 500 000 руб., или лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 120 000 руб.
Штрафовать будут не только за торговлю немаркированным товаром, но и за его хранение.
«По мнению российской ассоциации производителей молока, примерные затраты на маркировку обойдутся отрасли в 25 млрд рублей, - отметила Маргарита Сарапий. - Это будет нагрузка на конечного потребителя».
Неутешительным прогнозом поделилась и Светлана Нижегородова: « По расчётам бизнес-объединений, конечная цена каждого промаркированного товара вырастет как минимум на 7%».
К теме маркировки решено вновь вернуться в январе 2020 года.
По всем прогнозам маркировка приведёт к росту розничных цен на фоне снижающегося платёжеспособного спроса. Проблем бизнесу добавляет и отмена самого простого и «дешёвого» режима налогообложения – ЕНВД. Для всех – это 1 января 2021 года. Но есть исключения…
Первыми лишаются права на ЕНВД продавцы изделий из натурального меха – с 1 января 2020 года. «Есть три категории товара, продавая которые не позволено применять ЕНВД уже в 2020 году. Это натуральные меха, обувь (с 1 марта 2020 года), лекарства (предварительно, с 1 июля 2020 года)», - напомнила Светлана Нижегородова. И дала рекомендации как поступить, чтобы внезапно не «свалиться» на общий режим налогообложения.
«Есть особенности перехода на ЕНВД в середине года, поэтому в ситуации правовой неопределённости, желательно подать заявление на упрощенную систему налогообложения до 1 января 2020 года, - посоветовала бизнесомбудсмен. - С указанием даты перехода и торговой точки».
По словам Светланы Борисовны, сейчас всеми бизнес-объединениями совместно с аппаратом уполномоченных по правам предпринимателей ведётся большая работа, чтобы предотвратить или хотя бы отсрочить отмену ЕНВД: «Если только в нашем регионе пятая часть предпринимателей применяет этот налоговый режим, его отмена может стать катастрофой».
Юрий Дергачёв заявил, что необходимо подготовить заявление комитета по торговле, в котором выразить обеспокоенность негативными последствиями отмены ЕНВД. «Думаю, наше обращение не будет лишним, - отметил Юрий Сергеевич. – Уже сейчас многие предприниматели задумались о ликвидации бизнеса. Полагаю, проблема коснётся одиночных магазинов, транспорта, маленьких сетей. Нужно с региональной властью обсудить, что сделать, чтобы сохранить этот бизнес, к примеру, через патенты. Но сначала мы должны дать точную информацию по каждому типу субъектов малого бизнеса, что будет после ухода с ЕНВД».