Правовой обзор с 22 по 26 января (ЗИТ)


image

31.01.2024

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1 На сайте официального опубликования правовых актов опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2024 № 38

«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2022 г. № 146"»

(Постановление от 22.01.2024 № 38)

(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202401230025?index=1)

Роскадастр должен хранить бумажные разделы Единого госреестра прав на недвижимость и сделок с ней в течение 3 лет после 23 января 2024 г. Затем они уничтожаются. Разделы должны храниться в специально оборудованных помещениях, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение их хищения, утраты или порчи, а также искажения, подделки или утраты информации.

Постановление 22.01.2024 № 38вступит в силу со дня официального опубликования.

1.2На сайте официального опубликования правовых актов опубликован Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии от 16.10.2023 № П/0414

«Об утверждении Порядка внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о геодезической и картографической основах Единого государственного реестра недвижимости»

(Приказ от 16.10.2023 № П/0414)

(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202401220016?index=2)

Сведения о геодезической основе Единого Государственного Реестра Недвижимости (далее – ЕГРН) будет вносить ППК "Роскадастр" посредством информационного взаимодействия ФГИС ЕГРН с федеральным порталом пространственных данных, представляющим собой федеральную государственную географическую информационную систему (ФГИС ФППД)

Сведения о геодезической основе ЕГРН, включающие данные о пунктах геодезической основы, содержащиеся в ФФПД, вносятся во ФГИС ЕГРН в составе сведений, необходимых для формирования записи о перечнях координат пунктов геодезической основы.

Приказ от 16.10.2023 № П/0414 вступает в силу с 1 января 2026 года.

1.3 На сайте официального опубликования правовых актов
опубликован Приказ Министерства природных ресурсов и экологии
Российской Федерации от 22.08.2023 № 533
"Об утверждении состава сведений, содержащихся в лесных картах"
(Приказ)

(https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=144859)

Для ведения государственного лесного реестра решено создать ФГИС лесного комплекса. На сайте оператора системы будет размещаться публичная лесная карта. Также предусмотрено формирование служебной лесной карты, предназначенной исключительно для использования уполномоченным органом.

В связи с этим Минприроды определит, какие сведения содержатся в лесных картах.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2023 года.

1.4 На сайте системы законодательной деятельности опубликован Законопроект № 537304-8

«О внесении изменений в статьи 7.20 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

(Законопроект)

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/537304-8)

Проект включает изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) за самовольное подключение к сетям водоснабжения.

Предлагается внести изменение в п.1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, дополнив его после слов «статьей 7.20 (в части самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения» словами «и (или) пользования такими системами».

Настоящий законопроект в случае его официального опубликования вступит в силу по истечении 10 дней.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Росреестр подготовил дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости за IV квартал 2023 года

Коротко о самом важном:

Усовершенствован порядок учёта объектов, составляющих государственную тайну. Теперь регистрации подлежит только право собственности публично-правового образования на объект недвижимости. А право хозяйственного ведения, право оперативного управления объектом, право постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного пользования земельным участком возникают с момента передачи соответствующего имущества;

Установлено, что в отношении отдельных объектов, находящихся в государственной собственности, кадастровый учёт и регистрация прав не осуществляются. Перечень видов и типов таких объектов утверждает Правительство РФ;

Уточнена процедура перепланировки помещений. Определено, что моментом окончания перевода жилого помещения в нежилое или нежилого в жилое, в том числе перепланировки, является внесение измененных сведений в ЕГРН. В случае оформления перепланировки необходимо будет предоставить технический план. При этом отдельно обращаться в Росреестр для внесения сведений в ЕГРН заявителю не понадобится – после утверждения акта приемочной комиссии органы местного самоуправления будут обязаны самостоятельно подавать в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете или регистрации права заявителя на перепланированное помещение;

В интересах бизнеса срок действия «Антикризисных мер», направленных на поддержание российской экономики в сфере земельных отношений, продлён до конца 2024 года. Речь идет о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, о сокращении сроков предоставления таких участков, а также об установлении льготной арендной платы;

Оптимизирована работа ППК «Роскадастр». Теперь компания сможет приобретать без проведения торгов в безвозмездное пользование или в аренду имущество (недвижимое и движимое, в государственной или муниципальной собственности), для осуществления своих функций и полномочий.

Также в дайджесте нашли своё отражение изменения в правовых нормах, которые установлены:

Постановлением Правительства РФ № 1627 (от 2 октября 2023 г.), по которому земельный участок предоставляется без проведения торгов в собственность за плату или в аренду юридическому лицу для строительства стадиона или других спортивных объектов;

Распоряжением Правительства РФ № 3562-р (от 11 декабря 2023 г.), согласно которому Росреестром будут установлены требования к размещению на территории Российской Федерации пунктов ГГС, ГНС и ГГрС взамен норм плотности их размещения. Это позволит устанавливать данные пункты с учетом характеристик конкретных субъектов РФ, зон, территорий;

Приказом Росреестра № П/0396 (от 29 сентября 2023 г.), которым внесены изменения в Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении ведомством государственного земельного контроля (надзора);

Приказом Росреестра № П/0412 (от 12 октября 2023 г.), которым уточняется форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее заполнению и состав включаемых в нее сведений;

Приказом Росреестра № П/0473 (от 22 ноября 2023 г.), которым уточняется перечень документов, необходимых для приобретения земельного участка без проведения торгов.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/daydzhest-zakonodatelnykh-izmeneniy-v-sfere-zemli-i-nedvizhimosti-za-4-kv-2023-goda/

2.2. Подмосковным Росреестром за 2023 год исправлено более 25 000 реестровых ошибок в ЕГРН

В рамках реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных» Управление Росреестра по Московской области совместно с филиалом ППК «Роскадастр» по Московской области реализует комплекс мероприятий по исправлению реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.

В 2023 году в Московской области проведены мероприятия по исправлению более 25 000 реестровых ошибок, что превышает плановые показатели Дорожной карты «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями» на 20 %.

В текущем году в планах исправить 46 тысяч таких ошибок, а также более 15 тыс. реестровых ошибок в рамках графической верификации.

Мероприятия по исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН осуществляются без привлечения средств правообладателей.

Напоминаем, что реестровая ошибка - это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, представленных в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Наиболее часто реестровые ошибки выражаются в пересечении границ земельных участков друг с другом или с границами объектов недвижимости, неверном описании местоположения границ участка на местности.

С 01.02.2024 вносятся изменения в порядок исправления органом регистрации прав реестровых ошибок. Так срок устранения реестровой ошибки будет сокращен до 1 месяца с момента направления правообладателю решения о необходимости исправления реестровой ошибки, ошибки будут устраняться не только в отношении объектов, координаты которых содержатся в ЕГРН, но одновременно будут определяться координаты у объектов, в отношении которых такие сведения в ЕГРН отсутствуют.

«В рамках создания Национальной системы пространственных данных Управление продолжает проводить работы по исправлению реестровых ошибок на территории региона для формирования полного и точного реестра недвижимости. Работа по исключению неточностей из ЕГРН позволяет повысить качество и обеспечить достоверность сведений Единого реестра недвижимости», - отметил Андрей Таланов и. о. заместителя руководителя Управления Росреестра по Московской области.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/reg/podmoskovnym-rosreestrom-za-2023-god-ispravleno-bolee-25-000-reestrovykh-oshibok-v-egrn24012024/

2.3. Итоги реализации проекта «Земля для стройки» на территории Московской области

Управление Росреестра по Московской области совместно с Правительством Московской области продолжают работу по повышению эффективности использования земли на территории региона. Для этого Росреестр реализует проект «Земля для стройки», в рамках которого формируется информационная база о выявленных земельных участках, пригодных для жилищного строительства.

«Земля для стройки» – часть госпрограммы «Национальная система пространственных данных».

Всего на территории региона за 2023 год выявлено 709 земельных участков и территорий общей площадью 4 119,39 гектар, информация размещена на платформе Публичной кадастровой карты Росреестра в разделе сервиса «Земля для стройки».

Вовлечены в оборот 114 земельных участков общей площадью более 161,63 га. В перспективе они могут быть использованы для строительства как многоквартирного, так и индивидуального жилья.

Сервис «Земля для стройки» даёт возможность оформить права на земельные участки как гражданам, так и юридическим лицам. Работа по выявлению новых свободных земель для стройки на территории Московской области продолжится в 2024 году, что позволит достичь целей государственной программы «Национальная система пространственных данных».

«Проект “Земля для стройки” позволяет эффективно использовать земли и улучшать жилищные условия граждан на территории Московской области. Сервис обеспечивает взаимодействие заинтересованного лица и органа государственной власти в процессе использования земельных участков и территорий под жилищное строительство, а также дает доступ к сведениям о свободной земле для обновления инфраструктуры и формирования комфортной среды для граждан региона», - отметил Владимир Бирюков, заместитель руководителя Управления.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/reg/itogi-realizatsii-proekta-zemlya-dlya-stroyki-na-territorii-moskovskoy-oblasti25012024/

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1.  Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по делу № А57-11809/2023

Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Свинорук Сергей Алексеевич (далее – ИП глава КФХ Свинорук С.А., заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с уточнённым, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлением, согласно которому просит суд:

- признать незаконным отказ администрации Надеждинского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация) от 01.03.2023 № 51 в предоставлении ИП главе КФХ Свиноруку С.А. в аренду сроком на 5 лет земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:27:010101:445, расположенного по адресу: Саратовская область, Пугачевский район, Надеждинское муниципальное образования, в 1,3 км на север от с. Орловка, площадью 705 000 кв.м (далее – спорный земельный участок);

- признать незаконными действия (бездействия) администрации Надеждинского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, выразившиеся в непредставлении ИП главе КФХ Свиноруку С.А. в аренду сроком на 5 лет спорного земельного участка, оформленные письмом от 01.03.2023 № 51;

- обязать администрацию Надеждинского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области принять решение
о предоставлении ИП главе КФХ Свиноруку С.А. в аренду сроком на 5 лет спорного земельного участка;

- обязать администрацию Надеждинского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области в течение 20 дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу, заключить с ИП главой КФХ Свиноруком С.А. договор аренды сроком на 5 лет в отношении спорного земельного участка.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12 октября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ИП глава КФХ Свинорук С.А. не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Суд первой инстанции при вынесении решения исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Изучив материалы дела, проверив законность принятого по делу судебного акта в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд исходит из следующего.

Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Согласно п. 12 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ).

В силу ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Закона и статьей 39.18 ЗК РФ, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Пунктом 2 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ предусмотрено, что предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.

В пункте 7 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ определены основания для отказа в предоставлении земельного участка.

Отказывая в удовлетворении заявления со ссылкой на нарушение предусмотренных частью 1 статьи 39.17 ЗК РФ требований к содержанию заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, суд указал, что заявление заявителя содержало основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, вместо п.12 ст.39.6 и ст.10.1 Федерального закона № 101-ФЗ, заявитель указал - ст.10 Федерального закона от 14.07.2022 г. № 316-ФЗ и ст.39(18) ЗК РФ. При этом, Федеральный закон № 316-ФЗ статью 10 не содержит.

Таким образом, статьей 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ предусмотрено, что заявительвправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и на основании статьи 10 Закона № 101-ФЗи на основании статьи39.18 ЗК РФ, т.е. статья 10.1 Закона предусматривает альтернативную возможность граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств получения в аренду без проведения торгов такого земельного участка наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Закона и статьей 39.18 ЗК РФ.

Доводы заявителя о том, что уполномоченный орган должен был из общего смысла заявления определить, что заявление подано в порядке ст. 10.1 Закона № 101-ФЗ, являются необоснованными и противоречащими действующему законодательству.

При этом доводы заявителя о том, что заявление не возвращено заявителю на основании п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ с указанием причин и оснований возврата, а рассмотрено по существу и получен отказ, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку у Администрации отсутствовали основания для возврата (заявителем в заявлении указаны основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных Земельным Кодексом РФ).

Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, в связи с чем, подлежат отклонению.

Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Источник Ссылка

Новости