Москва в кадре: экскурсоводы рассказывают о городских местах, знакомых по фильмам


image

24.02.2024

Экскурсоводы — о городских местах, знакомых по фильмам

Предлагаем пересмотреть известные картины и вместе с профессиональными гидами вспомнить, как раньше выглядела Москва. Москва — город, который вдохновляет. Подарить незабываемые ощущения может не только прогулка, но и фильмы, где видно столицу прошлого. К Всемирному дню экскурсовода, который отметили 21 февраля, москвоведы вспомнили любимые кинокартины и рассказали, как город изменился за последние сто лет.

Дмитрий Носков: «Сердца четырех» и «В шесть часов вечера после войны»

Экскурсовод Государственного музея обороны Москвы Действие фильма Константина Юдина «Сердца четырех» разворачивается в безмятежной летней Москве незадолго до Великой Отечественной войны. Именно поэтому ленту, представленную на киностудии 20 февраля 1941 года, выпустили на экраны только в 1945-м — чтобы поддержать зрителей и напомнить о мирной жизни. Тогда она стала лидером проката. Сюжет несколько наивной комедии положений прост и легок. Строгая Галина и легкомысленная Шурочка — хотя и родные сестры, но совершенно разные по характеру. Одна преподает математику, другая готовится к переэкзаменовке. И светлая, солнечная Москва становится будто отдельным действующим лицом, готовым раскрыться героиням и зрителям.

«В фильме есть кадры, снятые недалеко от Нескучного сада (на Ленинском проспекте, тогда — Большой Калужской улице). Я живу поблизости, это родные для меня места — и поэтому вдвойне приятно видеть их на экране. Сравнивая те виды и современный облик города, могу сказать, что основа архитектурного стиля не поменялась — и это главное. Изменения коснулись мелочей: теперь вы не увидите, например, телефонных будок на улицах. Конечно, фильм черно-белый, нельзя оценить цветовое решение домов, но вывески и магазины выдают свое время», — рассказал Дмитрий Носков.

Кроме того, экскурсовод часто пересматривает фильм «В шесть часов вечера после войны» (1944). В центре сюжета — история любви артиллериста Василия Кудряшова и зенитчицы Вари Панковой, разлученных войной, но сохранивших свои чувства на многие годы. Режиссер Иван Пырьев, автор сценария Виктор Гусев, композитор Тихон Хренников, актеры Евгений Самойлов, Иван Любезнов и Марина Ладынина получили за свою работу Сталинскую премию II степени.

Фильм о победе снимали еще во время войны, и в кадре показывают самое сердце Москвы — Кремль, Красную площадь, Каменный мост, на котором бойцы действительно назначали потом свидания «после войны». «С одной стороны, это место остается как будто вечно неизменным, с другой — видно, как меняется облик и как реставрируют здания, которые того требуют. Сам я, к сожалению, не так часто гуляю по центру, как хотелось бы», — отметил Дмитрий Носков.

Милена Мусина: «Третья Мещанская»

Историк кино, сценарист, сотрудник объединения «Выставочные залы Москвы» Москва 1920-х отлично представлена, например, в авантюрной ленте «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова (1924) или сатирической комедии «Дом на Трубной» Бориса Барнета (1928). В одном ряду с этими шедеврами стоит фильм Абрама Роома «Третья Мещанская». Выйдя на экраны в 1927 году, «Третья Мещанская» произвела фурор — причем не только в СССР, но и за рубежом. Причиной был весьма скандальный сюжет. Герои фильма (жена, муж и его друг, приехавший в гости), считая ревность пережитком буржуазного прошлого, вступили в тройственный любовный союз и оказались «в капкане порока, пошлости и мещанства». За границей кино демонстрировали под довольно выразительными названиями «Любовь втроем» и «Диван и софа». Что же касается первого названия фильма, оно отсылало к реальной московской улице.

Источник Ссылка

Новости