08.09.2024
Возрождение исторического наследия. Изучаем архивные и современные фото Москвы
Улицы-парковки, долгострой у входа на вокзал, императорская резиденция, превратившаяся в руины, гостиница-гигант в одном из древнейших районов города, кладбище ржавых самолетов — такой Москва провожала прошлый и встречала XXI век. Разбираемся, как она вдохнула новую жизнь во все эти территории.
Парк «Зарядье» на месте гостиницы-гиганта, вернувшие исторический облик площади и улицы, Северный речной вокзал и ВДНХ — Москва пережила много метаморфоз за последние десятилетия. В прошлое ушли рекламные растяжки, нелегальные ларьки и рынки, стихийные парковки. Ко Дню города корреспондент mos.ru изучил архивные фото вместе с краеведом и главным редактором журнала «Московское наследие» Филиппом Смирновым. Рассказываем, как изменилась столица.
От рекламного леса и парковок в три ряда к зеленым променадам
Чуть больше 30 лет назад Москва была словно другим городом. Узкие тротуары, огромные рынки, ларьки-самострои вокруг станций метро. А с ростом числа личных автомобилей в 2000-х — еще и парковки в три ряда. Также везде висели рекламные растяжки: на улицах, дорогах, домах. Они способствовали торговле, но превратили столицу в сплошное рекламное объявление. Она стала своего рода газетой “Из рук в руки”
Филипп Смирнов главный редактор журнала «Московское наследие»
В 2010 году город объявил о намерении отказаться от растяжек в центре города, а в 2011-м начали убирать рекламу и на фасадах домов. «Растяжки исчезли, с ними — их информационный шум. Они больше не загораживают памятники архитектуры и достопримечательности. В 2015-м воздушные провода стали убирать под землю, чтобы и они не засоряли пространство», — добавил собеседник mos.ru.
Кузнецкий Мост на снимках 1990-х предстает базаром: торговый ряд тянулся прямо по проезжей части. Эта улица была среди первых, ставших пешеходными во время благоустройства в 2012 году. Удалось сохранить ее историческую брусчатку: камни очистили и вернули на место. Теперь это современное пространство, которое по-прежнему напоминает об эпохе, когда по Москве колесили конные экипажи.
Ноябрь 1999 года. Стихийная уличная торговля на Кузнецком Мосту. Фото С. Поминова. Главархив Москвы / Сентябрь 2024 года. Улица Кузнецкий Мост. Фото Е. Самарина. Mos.ru
Никольскую улицу, на которой часто парковали авто, превратили в пешеходную годом позже. Асфальт заменили гранитной плиткой. Улица вошла в топ самых нарядных: нависающие над ней светодиодные гирлянды создают ощущение торжества в любое время года.
29 августа 1997 года. Начало Никольской улицы. Вид в сторону Красной площади. Фото С. Поминова. Главархив Москвы / Сентябрь 2024 года. Никольская улица. Фото Е. Самарина. Mos.ru
Тверская улица была одной из главных транспортных магистралей центра столицы и не годилась для неспешных прогулок. В 2016 году пешеходам дали дорогу. Тротуары расширили за счет сужения полос для движения, воздушные провода спрятали в кабельные коллекторы. Вернули липовые аллеи, которые вырубили в 1990-х, и установили исторические фонари, воссозданные по чертежам из музея «Огни Москвы».
23 сентября 1994 года. Тверская улица. Фото В. Мариньо. Главархив Москвы / Сентябрь 2021 года. Тверская улица. Фото Ю. Иванко. Mos.ru
22 июля 1992 года. Вид на перекресток Тверской улицы и проезда Художественного театра со стороны входа в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Фото В. Мариньо. Главархив Москвы / Сентябрь 2024 года. Вид на перекресток Тверской улицы и Камергерского переулка. Фото Е. Самарина. Mos.ru
А на Новом Арбате теснились десятки ларьков. Много места было отведено под парковку.
Источник Ссылка