17.05.2025
Фотохудожник Михаил Розанов представил новую фотосерию о войне, оживляющую памятники. Фотовыставка «Память» не просто документирует эпоху, а устанавливает диалог со зрителем, напоминая, что мемориалы — это живые символы, которые продолжают говорить. 1 мая в Москве, при поддержке Департамента культуры и Московской дирекции массовых мероприятий, состоялся открытие нового проекта Розанова.
Выставка «Память» представляет собой путешествие по мемориалам Великой Отечественной войны от Мурманска до Донецка, Волгограда и Минска. Через объектив фотографа бетон, гранит и бронза оживают, рассказывая истории мужества, трагедии и победы. Михаил Розанов подчеркивает, что это не просто памятники, а нечто большее: «Это вот здесь, внутри», — указывает он на сердце. Его черно-белые работы, снятые преимущественно на рассвете, создают атмосферу уединения, когда монументы находятся наедине с памятью.
«Эти места действительно носят в себе очень сакральный смысл, особенно для нас, для страны, которая пережила этот весь кошмар», — отмечает Розанов. В его экспозиции представлены снимки мемориалов, созданных в разные эпохи, от советских гигантов, таких как волгоградская «Родина-матерь», до современных комплексов, например, «Жертвам геноцида советского народа» в Гатчине. Этот последний проект поражает не только визуальной мощью, но и звуковой инсталляцией, создающей атмосферу шепота и дыхания.
Важное место в выставке занимает трилогия о мече — три ключевых памятника, связанных единой символикой. В Магнитогорске рабочий передает меч воину, в Волгограде Родина-мать зовет сынов на бой, а в Берлине солдат опускает меч после победы. Каждый из этих памятников был тщательно отобран Михаилом Розановым вместе с историками, что придает им особую значимость.
Снимки Пискаревского мемориального кладбища в Петербурге и Брестской крепости являются одними из самых эмоциональных в проекте. «Это очень сильные вещи, которые мы показываем, и места сами по себе такие, что уж столько лет прошло, а они до сих пор тебя пробивают», — говорит Розанов. Выставка призвана переосмыслить мемориалы, пропустив их через личное восприятие художника.
Михаил Розанов совершает невероятное: снимая, казалось бы, застывшее, он наполняет памятники дыханием, позволяя зрителям почувствовать, как они разговаривают с ними. Это создает удивительный эффект, который отличает настоящее искусство — монументальная поэзия в черно-белых тонах.
Однако выставка выходит за рамки 1941–1945 годов. Мемориал «Саур-Могила» под Донецком, разрушенный в 2014 году и восстановленный в наши дни, соединяет две эпохи. Рядом с воинами Великой Отечественной теперь покоятся бойцы, погибшие в событиях последнего десятилетия. «Они все выстроены в ряд, они едины — такая была идея, очень важная и правильная», — подчеркивает фотограф.
Источник Ссылка