02.12.2025
В Москве с 2011 года проложено более 2,6 километра перегонных тоннелей метро под реками. Работы проводятся с использованием тоннелепроходческих комплексов и специальных технологий, направленных на предотвращение затопления. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов сообщил, что проходки осуществлялись под Яузой, Москвой-рекой, Сетунью, Сетунькой и Очаковкой.
Ефимов отметил, что проходки под реками проводились в рамках строительства Большой кольцевой, Солнцевской и Троицкой линий метро. Тоннели строятся с помощью механизированных комплексов диаметром шесть и десять метров, которые оставляют за собой готовый контур из сборных элементов. Особое внимание уделяется участкам, проходящим под водными объектами, так как это сложный процесс, требующий тщательной подготовки и применения технологий для предотвращения затопления.
Под руслами крупных водоемов обычно находится водоупорный слой глины, который слабо пропускает воду. Проходка тоннелей осуществляется в этом слое или под ним, при этом необходимо останавливать ТПМК за 50 метров до уреза воды для проверки состояния режущего инструмента. В случае поломки оборудования устранить последствия будет значительно сложнее.
Работы проводятся при высоком давлении, что требует строгого контроля за состоянием оборудования и герметичностью. Для защиты тоннелей от воды иногда используются тюбинги с металлоизоляцией, которые монтируются во время проходки каждого участка. Точное соблюдение проектной трассы и глубины критически важно, чтобы избежать повреждения существующих конструкций и столкновения с непредвиденными геологическими условиями.
На данный момент продолжаются работы по строительству Рублево-Архангельской, Бирюлевской и второго этапа Троицкой линий метро. В планах — проходки под Москвой-рекой, затоном Новинки, а также реками Городней, Сосенкой и Десной. Общая протяженность этих участков составляет 3130 метров. Ранее Сергей Собянин сообщил о начале проходки тоннеля между станциями «Остров мечты» и «Кленовый бульвар».
Генеральным проектировщиком и подрядчиком строительства новых линий и станций московского метро выступает холдинг «Мосинжпроект», который с 2011 года построил и реконструировал 84 станции метро, а также более 180 километров линий.
Источник Ссылка