«Возрождение исторического наследия: церковь Вознесения Господня в «Коломенском» стала лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2025»»


image

15.12.2025

Церковь Вознесения Господня в музее-заповеднике «Коломенское» стала лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2025». В этом материале мы расскажем о процессе ее возрождения и о том, как реставраторы смогли вернуть храму его прежний облик.

Задача, стоявшая перед реставраторами, была сложной: необходимо было восстановить декор из белого камня, подобрать кирпич нестандартного размера, а также привести в порядок гульбище и кровлю. Церковь Вознесения Господня, построенная в XVI веке и внесенная в список объектов ЮНЕСКО, была реставрирована как снаружи, так и внутри. Поздние слои краски и фрагменты, оставшиеся после предыдущих работ, снимали вручную с помощью скарпелей и шпателей, что позволило сохранить подлинные детали памятника.

Конкурс «Московская реставрация» прошел в 15-й раз, и в этом году заявки подали более 100 мастеров, представивших свыше 40 памятников архитектуры. Жюри выбрало 29 лауреатов, среди которых оказался и храм Вознесения Господня. Реставрационные работы проводила команда «Архитектурно-реставрационного товарищества», в состав которой вошли художник-реставратор Михаил Рыжков и руководитель проекта Дмитрий Дубов.

Работы по восстановлению церкви длились около двух лет и заключались в деликатной расчистке и докомпоновке. Замена материалов производилась только в случае крайней необходимости. Все белокаменные элементы и кирпичную кладку старались сохранить максимально, а вычинку и докомпоновку выполняли лишь в местах утрат.

Церковь Вознесения Господня является одним из первых шатровых храмов на Руси. По легенде, ее построил царь Василий III в честь рождения долгожданного наследника Ивана, который впоследствии стал известен как Иван Грозный. Строительство, вероятно, было поручено итальянскому архитектору Петру Франческо Анибале, известному в России как Петр Фрязин или Петрок Малый. Он использовал кирпич и белый камень для декора, создавая растительный орнамент.

Работы по реставрации включали восстановление кирпичной кладки, вычинку и докомпоновку, а также возвращение утраченных элементов белокаменного декора. Кроме того, был выполнен большой объем консервационно-реставрационных работ на гульбище, где укрепили кирпичную кладку и восстановили декор.

По словам мастеров, самой сложной задачей стала работа с кирпичной кладкой фасада и интерьера, что потребовало значительных усилий и времени.

Источник Ссылка

Новости