08.01.2023
Карлсон, который живет на сцене. История старейшего спектакля Театра сатиры. Режиссер обновленной версии Наталья Фекленко — об акцентах, новых артистах и самом первом Карлсоне.
«Я в меру упитанный мужчина в самом расцвете лет», — эти слова звучат со сцены Театра сатиры уже почти 55 лет. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» — его визитная карточка и один из самых старых детских спектаклей не только в Москве, но и во всей стране.
Сюжет истории знают все: семилетний Сванте Свантесон, которого домочадцы зовут просто Малыш, встречает Карлсона, который живет на крыше его дома, обожает приключения и сладости. На этом добром спектакле выросло не одно поколение: сегодня в Театр сатиры приводят детей и внуков те, кто застал в роли Карлсона первого исполнителя — Спартака Мишулина.
Первый успех. Премьера спектакля Театра сатиры «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по одноименной повести Астрид Линдгрен состоялась 17 марта 1968-го — кстати, на год раньше, чем в Швеции, на родине автора. Книгу шведской сказочницы, написанную в 1955-м, к тому моменту прочитали уже все советские дети. Первое издание повести, переведенной на русский Лилианой Лунгиной, вышло в 1957 году, годом позже по книге создали радиоспектакль. Подобранные переводчицей фразочки Карлсона — «пустяки, дело житейское» и «спокойствие, только спокойствие» — были у всех на устах. И вот они зазвучали со сцены.
Сказать точно, кому именно принадлежала идея поставить «Малыша и Карлсона», сейчас нельзя. По одной из версий, режиссер-постановщик Маргарита Микаэлян сделала это по просьбе своего сына Александра, которому на тот момент было три года. Дети в зрительном зале были в восторге, не меньше веселились на сцене взрослые актеры. В роли Карлсона блистал будущий народный артист РСФСР Спартак Мишулин (он же еще один режиссер спектакля). Саид из «Белого солнца пустыни», пан директор из «Кабачка “13 стульев”», Тараканов из «Достояния республики» с виртуозной легкостью перевоплощался в смешного неунывающего человечка с пропеллером. За 37 лет работы в этом спектакле он выходил на сцену в костюме Карлсона больше двух тысяч раз, немного становясь ребенком.
В первом составе спектакля собралось целое созвездие: роль домоправительницы-домомучительницы фрекен Бок исполняла «главная бабушка Советского Союза» Татьяна Пельтцер, жулика Рулле играл Андрей Миронов, друга сестры Малыша Бетан Пелле — Константин Райкин, маму Малыша — Наталья Защипина. Помимо оригинальных героев повести, в спектакле был еще один персонаж, придуманный создателями, — соседская девочка по имени Астрид. Сначала ее играла Полина Казакевич (ее можно увидеть в телеверсии спектакля, снятой в 1969 году), но вскоре на роль назначили выпускницу ГИТИСа Наталью Фекленко.
«Когда Спартак Васильевич вводил в спектакль нового актера, то просил его воплощать уже заранее заготовленный им рисунок. Все артисты безукоризненно слушали его», — вспоминает Наталья Владимировна. Она до сих пор играет в этом спектакле, но теперь уже фрекен Бок. И методы работы с актерами Мишулина применяет на практике: сейчас «Малыш и Карлсон» идет в обновленной версии, созданной ею. Обновленной не значит измененной. Наталья Фекленко подчеркивает: если спектакль, который сегодня существует таким, каким его создали изначально, по-прежнему любим, значит, тогда, в 1968-м, все было сделано правильно. В обновленной версии сохранены все акценты и мизансцены, а образом Карлсона, который создал Мишулин, до сих пор вдохновляются исполнители этой роли.
Источник Ссылка