09.02.2023
Робот-муравей, сурдоперчатка и цифровой стетоскоп: что изобретают московские школьники
Креативное мышление юных ученых и изобретателей позволяет им еще в школьные годы разрабатывать уникальные устройства и придумывать новое применение известным технологиям. Превратить обычные вязаные перчатки в сурдопереводчика или, наблюдая за жизнью муравьев, придумать робота, которому под силу проникнуть в самые труднодоступные места. Это не научная фантастика, а реальные изобретения, которые ученики предпрофессиональных классов московских школ представляют на научно-практических конференциях. В столице ежегодно проводят несколько таких масштабных мероприятий именно для юных новаторов.
Автономная школа будущего
Как построить здание посреди чистого поля, где нет электросетей, и обеспечить его энергией? Решение предложили ученики школы № 2045 Алексей Хропонюк, Дмитрий Полорченко и Игорь Ильин. В прошлом году на конференции «Инженеры будущего» ребята представили проект «Зеленая школа». Это макет здания, которое может использовать возобновляемую энергию из разных источников. Для примера начинающие изобретатели взяли школу. Они предложили установить на здании модульные солнечные панели, которые будут генерировать электроэнергию и запасать ее в аккумуляторе с помощью контроллера. Более точно наводить панели на солнце поможет специальный трекер. Одновременно вырабатывать энергию помогут ветрогенераторы и биогазовые установки. А сколько ее удалось произвести, покажет специальный сайт.
«Если производимой энергии будет слишком много, ее можно продавать для сети. В теории это позволит школе снизить расходы и даже немного заработать», — рассказывает один из разработчиков проекта Алексей Хропонюк. Такие полностью автономные здания могут быть особенно актуальны в отдаленных районах или сельской местности. В городах же предложенные школьниками решения помогут экономить на потреблении электроэнергии и уменьшать выбросы углекислого газа. Сегодня авторы проекта учатся в 11-м инженерном классе и планируют заниматься дальнейшими разработками. «Мы хотим попытаться увеличить коэффициент полезного действия и сделать солнечные панели с автоочисткой», — говорит Алексей Хропонюк. По его словам, участие в конференции «Инженеры будущего» помогло привлечь к их проекту заинтересованных людей и получить новые идеи.
Электронный доктор
Разработка Анастасии Елисеевой должна помочь людям, которых беспокоят заболевания дыхательной системы. По статистике, такие проблемы со здоровьем — одни из самых распространенных в мире. Это в очередной раз подтвердила недавняя пандемия COVID-19. Особенно опасно, когда болезнь проходит без симптомов. В таких случаях критически важна своевременная диагностика.
Еще учась медицинском классе школы № 1207, Анастасия придумала устройство, которое автоматически анализирует дыхательные шумы. Это своего рода цифровой стетоскоп, в основе которого одноплатный компьютер с микрофоном. Устройство записывает звук, делит его на маленькие фрагменты, обрабатывает их и анализирует с помощью нейросети. Искусственный интеллект видит аномалии и отклонения от нормы, а также определяет возможное заболевание. Разработать устройство Анастасии Елисеевой помогли не только школьные знания, но и дополнительные занятия программированием, робототехникой и биологией в образовательном комплексе «Воробьевы горы». Анастасия исследовала базу данных шумов и распределила их по нескольким категориям. Она сама написала программу, которая анализирует и фильтрует разные типы звуков. При обнаружении спазмов или других признаков ухудшения дыхания программа включает сигнал тревоги.
Источник Ссылка