ПРАВОВОЙ ОБЗОР 08.05.2023– 12.05.2023 (223-ФЗ)


image

24.05.2023

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1.Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14 апреля 2023 г. № 28/28871/23 «О рассмотрении обращения»

(далее – письмо)

(https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406660359/?ysclid=lhqb8jrunn740697943#review)

В своем письме Федеральная антимонопольная служба разъяснила, что Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не допускает участие в соответствующих корпоративных закупках юридических и физических лиц, являющихся иностранными агентами в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Кроме того, в письме антимонопольное ведомство отметило, что субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) имеют право участвовать в корпоративных закупках, проводимых специально для субъектов МСП, путем подачи заявки группой лиц. При этом ФАС России обращает внимание, что для подачи заявки группой лиц необходимо соблюдение следующих условий:

- в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выступающие в составе группы лиц;

- для отнесения группы лиц к категории субъекта МСП каждый из участников такой группы должен соответствовать требованиям к таким субъектам согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1.РТС-тендер: растет интерес поставщиков к закупкам компаний с госучастием.

По итогам 1 квартала 2023 года крупнейшая федеральная электронная площадка РТС-тендер отмечает рост на 15 % числа активных поставщиков в закупках компаний с госучастием, заметный прирост – на 25 % – числа опубликованных госзакупок по 44-ФЗ, а также увеличение доли до 63 % по количеству закупок госкомпаний у малого бизнеса.

Общий объем закупок на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП) по 44-ФЗ и 223-ФЗ, согласно данным из ЕИС, за 1 квартал текущего года составил порядка 680 тыс. процедур на общую сумму 3,53 трлн руб.

Что касается корпоративных закупок монополий и компаний с госучастием, регулируемых 223-ФЗ, то их за 1 кв. 2023 года на всех ЭТП проведено порядка 145 тыс. на общую сумму 1,3 трлн руб (-13% к 1 кв. 2022 г.). При этом на восьми федеральных ЭТП – 133 тыс. закупок (-4% к 1 кв. 2022 г.) на сумму в 1,1 трлн. руб. (-20% к 1 кв. 2022 г.). И на площадке РТС-тендер по 223-ФЗ – 58 тыс. закупок (+5 % к 1 кв. 2022 г.) на общую сумму 343 млрд. руб. (-19 % к 1 кв. 2022 г.).

Вместе с тем, реального снижения объемов в закупках по 223-ФЗ к 2022 году, по сути, нет, отмечают эксперты. Проявившееся в статистике «падение» не отражает реальной картины, поскольку согласно Постановлению № 301 от 6 марта 2022 года данные по закупкам компаний, попавших под санкции, публикуются в закрытой части ЕИС в сфере закупок, т.е. их нет в открытом доступе.

Рынок закупок компаний с госучастием из года в год привлекает все большее число заказчиков и поставщиков. В 1 квартале 2023 года этот тренд сохранился, но если количество заказчиков выросло незначительно: +2% к аналогичному периоду 2022 года, то число поставщиков увеличилось на 15 % по сравнению с тем же периодом прошлого года.

«Сегодня акцент в работе электронных площадок смещается на работу с поставщиками, на решение их проблем. Если поставщик не выигрывает тендер, площадка может связать его с рынком B2B, объяснить, как он мог бы диверсифицировать кооперацию, найти новых партнеров, развить новые каналы продаж и предложить ему соответствующие решения, – отмечает генеральный директор РТС-тендер Владимир Лишенков. – Ежедневно к нам приходит около пятисот новых организаций, которые регистрируются в качестве поставщиков для участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ и немногим меньшее количество для участия в коммерческих закупках и закупках малого объема».

Также в 2023 году продолжилась тенденция, связанная с увеличение доли по количеству закупок госкомпаний у малого бизнеса. Если в начале 2022 года она составляла 40%, а к концу года – 58,5%, то по итогам 1 кв. 2023 года достигла уровня 63 %. Всего в 1 квартале 2023 года 11 тыс заказчиков опубликовало около 93 тыс лотов для МСП на сумму 454 млрд. руб (-3% в динамике к 1 кв. 2022).

Источник: https://gkgz.ru/rastet-interes-postavshhikov-k-zakupkam-kompanij-s-gosuchastiem-rts-tender/

2.2. Объем закупок крупнейших госкомпаний у малого бизнеса в 2022 г. вырос до 7 трлн руб.

Объем закупок крупнейших госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2022 году составил 7 трлн рублей, что в 1,6 раза больше аналогичного показателя 2021 года, говорится в сообщении «Корпорации МСП».

«Закупки (у субъектов МСП) совершили более 12 тысяч заказчиков, в том числе 9 тысяч региональных, - говорится в заявлении. - Объем закупок крупнейших заказчиков у МСП-поставщиков по итогам 2022 года составил рекордные 7 трлн рублей. Это на 2,6 трлн больше, чем годом ранее».

При этом в сообщении отмечается, что в прошлом году квота на закупки госкомпаний у субъектов МСП увеличилась с 20% до 25%. Также был расширен перечень крупнейших федеральных и региональных заказчиков, которые подпадают под мониторинг «Корпорации МСП» и региональных органов власти.

Также в материалах «Корпорации МСП» отмечается, что в прошлом году число номенклатурных позиций товаров, закупаемых госкомпаниями у субъектов МСП, выросло до 1,1 млн (в два раза больше, чем годом ранее). При этом более 70% общего объема закупок у субъектов МСП пришлось на продукцию производственного назначения, 9% - на инновационные и высокотехнологичные товары.

По итогам 2022 года в сегменте до 50 млн рублей наиболее часто у субъектов МСП закупались лекарственные средства. В сегменте до 200 млн рублей на первом месте оказались нефтепродукты, до 400 млн рублей - продукция горнодобывающих производств, до 1 млрд рублей - транспортные средства и оборудование.

Наибольший объем закупок у малого бизнеса по итогам прошлого года продемонстрировали ООО СК «Сбербанк Страхование» (333,3 млрд рублей), ОАО РЖД (245,3 млрд рублей), ПАО «Ростелеком» (145,6 млрд рублей), ООО «Газпром Комплектация» (103,4 млрд рублей), ПАО «ФСК – Россети» (101,2 млрд рублей).

«Сектор малого и среднего бизнеса был подвергнут довольно серьезным испытаниям, но он продолжил рост, - сказал первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов в ходе совещание с регионами по вопросу поддержки малого и среднего предпринимательства, на котором были представлены эти данные. - Во многом это было достигнуто благодаря тому, что в 2020-2022 годах была реализована достаточно серьезная программа поддержки МСП по поручению президента России. Сегодня в значительной мере эта повестка реализована, поэтому необходимо формировать новую - на период 2025-2030-х годов».

По словам Белоусова, в настоящее время Минэкономразвития занимается переформатированием нацпроекта по поддержке МСП. Также планируется ряд институциональных мер.

«Необходимо стимулировать госкомпании и госкорпорации совершать закупки у малого и среднего бизнеса, а также помогать им выходить на зарубежные рынки, - добавил Белоусов. - Здесь у страны очень большой потенциал. Доля малых и средних предпринимателей на внешних рынках растет, но составляет единицы процентов».

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2948

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 мая 2023 года по делу № А70-18212/2022

Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – управление). Как следует из материалов дела, управлением по результатам проведения мониторинга документов при проведении учреждением закупочных процедур, связанных с заключением договоров с единственным поставщиком, в действиях учреждения выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В этой связи управлением было возбуждено антимонопольное дело, по итогу которого управлением вынесены обжалуемые учреждением решение и предписание.

Судами первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных требований учреждения было отказано, однако с принятыми судебными актами учреждение не согласилось и обратилось с жалобой в суд кассационной инстанции.

Кассационная коллегия судей, рассмотрев дело в порядке кассационного производства, оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов не нашла. Так, кассационная инстанция указала, что заказчику, действующему в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке. При этом такое право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе. Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.

Так, проанализировав Положение о закупке учреждения, суды первой и апелляционной инстанций установили, что закрепленный в пункте 20.2 Положения о закупке перечень оснований для закупки у единственного поставщика охватывает практически всю сферу деятельности учреждения, позволяет ему во всех случаях и при любых потребностях осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов. При этом обстоятельства, оправдывающие необходимость видов закупки у единственного поставщика, в спорных пунктах Положения о закупке в качестве требуемого по закону условия применения неконкурентного способа закупки не определены. В 2019-2021 годах учреждениепри осуществлении своей деятельности имело постоянную потребность в приобретении наградной атрибутики, спортивного оборудования, спортивного инвентаря, лыж и т.д., закупка этих товаров являлась ежегодной и осуществлялась у одних и тех же поставщиков. При этом учреждение при размещении заказа неконкурентным способом не обосновало и не представило доказательств того, что предъявляемые им требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным. Кроме того, учреждением не представлено доказательств срочности закупки, уникальности товара и иных обстоятельств необходимости проведения закупки неконкурентным способом.

Источник Ссылка

Новости