ПРАВОВОЙ ОБЗОР 05.06.2023– 09.06.2023 (223-ФЗ)


image

14.06.2023

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1.Советом Федерации Федерального Собрания РФ одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

(далее – Федеральный закон)

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/164428-8?ysclid=libd581gtq25185320)

Федеральный закон был одобрен постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 07.06.2023 № 275-СФ.

Напомним, Федеральный закон направлен на обеспечение технологической независимости и безопасности на значимых объектах организаций кредитно-финансовой сферы, предусматривая наделение Центрального Банка РФ (далее – ЦБ РФ) правом согласовывать планы кредитных и некредитных финансовых организаций по переходу на закупку отечественного программного обеспечения, а также закупок радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования.

Помимо обеспечения технологической независимости и безопасности, предусмотренные Федеральным законом полномочия по согласовыванию ЦБ РФ планов кредитных и некредитных финансовых организаций по переходу на преимущественное использование российского программного обеспечения необходимы также для обеспечения непрерывности оказания банковских и финансовых услуг.

В случае подписания Федерального закона Президентом Российской Федерации, он вступит в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. Соответствующий срок вступления в силу Федерального закона необходим для подготовки участников рынка к нововведениям.

1.2.Письмо Минфина РФ от 09.06.2023 № 24-01-09/53777

(далее – письмо)

(https://www.inkontech.ru/files/docs/%D0%9E%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BA%D0%B0%D1%85.pdf)

Специалисты Минфина РФ в своем письме разъяснили, что Положение об особенностях документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме и порядке аккредитации на электронных площадках для осуществления закрытых конкурентных закупок, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25.12.2018 № 1663 «Об утверждении Положения об особенностях документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме и порядке аккредитации на электронных площадках для осуществления закрытых конкурентных закупок» (далее – Постановление № 1663), не содержит положений, исключающих возможность нескольких лиц выступать на стороне одного участника закупки при участии в закрытой конкурентной закупке в электронной форме, в том числе не устанавливает исчерпывающих требований к составу и содержанию заявок, подаваемых на участие в таких закупках.

Также отмечается, что при проведении закрытых конкурентных закупок в электронной форме в случае участия коллективного участника положения Постановления № 1663, касающиеся такого участника, в том числе, в части, касающейся аккредитации на электронной площадке, применяются к каждому лицу, образующему такого одного участника закупки.

Относительно вопроса о привлечении субподрядчиков по итогам закрытых закупок Минфин отметил, что Постановление № 1663 не регулирует вопросы привлечения субподрядчиков (соисполнителей) и, соответственно, не содержит требований к аккредитации на электронной площадке субподрядчиков (соисполнителей) при исполнении договора, заключенного при осуществлении закрытой конкурентной закупки в электронной форме.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Регуляторам поручено изучить предложения субъектов РФ по развитию направления закупок у малого бизнеса.

Минфину РФ, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России и Федеральному казначейству поручено изучить и проработать предложения субъектов РФ по совершенствованию закупочного законодательства в части, касающейся закупок у малого бизнеса. Об этом рассказал источник, знакомый с положениями правительственного поручения.

По словам источника, непосредственно сбором предложений региональных органов власти по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе и закупок отдельных видов юридических лиц в части, касающейся поддержки субъектов МСП, должно заниматься Минэкономразвития.

Это же министерство совместно с «Корпорацией МСП» и «Опорой России» должно обеспечить свод, систематизацию и направление регуляторам соответствующих предложений субъектов РФ. Все эти работы должны быть выполнены к 23 июня текущего года.

Минфин, ФАС и Казначейство должны проработать эти предложения и представить результаты этой работы (включая проекты нормативных правовых актов) в правительство РФ до 1 августа.

Отчасти эта работа выполнена в рамках апрельского форума-выставки «Госзаказ 2023». В частности, к настоящему времени подготовлена резолюция форума-выставки, в которую вошли 50 предложений по совершенствованию закупочного законодательства. Часть из них касается вопросов закупок у малого бизнеса, как региональными госзаказчиками, так и госкомпаниями.

Также источник отметил, что Минэкономразвития поручено обеспечить сбор и анализ предложений субъектов РФ по развитию экспорта. Министерство с рядом других ведомств должно проработать вопросы выявления и преодоления «барьеров» доступа российской продукции на рынки зарубежных стран, субсидирования процентных ставок на приобретение торговых судов, локализации российского производства в зарубежных странах, софинансирования региональных экспортных программ в рамках федерального бюджета.

Результаты анализа «экспортных» предложений (включая проекты нормативных правовых актов) должны быть направлены в правительство РФ до 1 ноября текущего года.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2983

2.2. Авансирование договоров госкомпаний РФ с малым бизнесом в размере 30% может стать обязательным.

Для госкомпаний могут ввести обязательное авансирование по договорам с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) в размере 30% от начальной (максимальной) цены договора. Такое поручение по результатам совещания в правительстве РФ дано Минфину РФ, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России и «Корпорации МСП», сообщил источник, знакомый положениями поручения.

Соответствующее предложение, если оно является целесообразным, ведомства и корпорация должны направить в правительство РФ до 10 июля текущего года.

Кроме того, к 21 августа должны быть подготовлены и направлены в правительство предложения по использованию факторинга (переуступка прав требования) в закупках госкомпаний. Это поручение дано «Корпорации МСП», Минэкономразвития, РСПП и ТПП РФ.

В настоящее время, как ранее неоднократно отмечал Минфин, госкомпании никак не ограничены в использовании авансирования при заключении договоров и механизма факторинга. Для их применения в своей закупочной деятельности госкомпаниям достаточно прописать их в своих положениях о закупках.

Госкомпании, в свою очередь, мало используют эти механизмы в своей закупочной деятельности, ссылаясь, в частности, на отсутствие соответствующих положений в законе «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).

В результате, весной прошлого года Минфину, в рамках введения антисанкионных мер, пришлось выпустить официальное письмо, в котором ведомство рекомендовало госкомпаниям авансировать свои закупки в размере не менее 50% от цены договора. «...рекомендуется при заключении гражданско-правового договора, подлежащего исполнению в 2022 году, устанавливать аванс в размере не менее 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора при условии обеспечения надлежащего контроля за расходованием таких средств», - говорилось в письме.

Ранее участники рынка закупок отмечали, что механизм факторинга особенно актуален в рамках закупок госкомпаний. Это связано с длительными сроками оплаты по исполненным договорам. В настоящее время для госзаказчиков и госкомпаний, в общем случае, установлен срок оплаты по договорам и контрактам в 7 дней. Однако для тех же госкомпаний оставлена возможность устанавливать в своих положениях о закупках иные сроки оплаты по исполненным договорам. По словам участников рынка закупок, в настоящее время часто срок оплаты госкомпаниями по исполненным договорам составляет 30 или 60 дней. В некоторых случаях может достигать 120 дней.

Использование факторинга для решения этой проблемы стало возможным с 2018 года, когда вступили в силу поправки к ГК РФ, которые на законодательном уровне определили понятие факторинга, требования к договорам факторинга и сняли для денежных обязательств ограничение на их передачу от исполнителя к третьим лицам по контрактам, заключенным по итогам торгов.

Более того, в 2019 году «Корпорация МСП» подготовила и направила на рассмотрение Минэкономразвития проект правительственной директивы крупнейшим госкомпаниям об использовании механизма факторинга при закупках у субъектов МСП. В середине того же года директива была направлена крупнейшим госокмпаниям. Она предусматривала внесение в положения о закупках госкомпаний норм, позволяющих использовать механизм факторинга поставщиками из числа субъектов МСП.

В мае текущего года первый вице-премьер Андрей Белоусов отмечал, что проблема с расчетами госкомпаний по исполненным договорам сохраняется.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2981

2.3. Долю спецторгов для малого бизнеса в закупках госкомпаний могут увеличить до 25%.

Долю спецторгов для малого бизнеса в закупках госкомпаний могут увеличить до 25% с 20% в настоящее время. Такое поручение по результатам совещания в правительстве РФ дано Минфину РФ, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России и «Корпорации МСП», сообщил источник, знакомый положениями поручения.

По словам источника, помимо увеличения доли спецторгов (в таких закупках могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, МСП) в закупках госкомпаний до 25%, ведомствам и корпорации предстоит проработать также вопрос увеличения порогового значения закупок у субъектов МСП в «электронных магазинах» (так называемые «закупки с полки») до 50 млн рублей в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Правда, эта норма, в случае ее принятия, будет распространяться только на отдельные номенклатурные позиции. Например, на закупку программного обеспечения - ранее именно это предложение уже прорабатывал Минфин.

В настоящее время для «закупок с полки» в рамках 223-ФЗ установлен ценовой порог в 20 млн рублей. При этом участники рынка отмечают, что в настоящее время госкомпании активно этот механизм не используют.

По данным Минфина, в прошлом году российские госкомпании, не находящиеся под антироссийскими санкциями и размещающие в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок информацию о своих договорах, заключили с субъектами МСП 907 тыс. договоров на 4,4 трлн рублей. Из них по результатам спецторгов было заключено 439 тыс. договоров на 1,8 трлн рублей.

Однако реальный объем закупок госкомпаний у малого бизнеса в полтора-два раза больше - здесь не учитываются данные госкомпаний, в отношении которых были введены антироссийские санкции. Такие компании с марта прошлого года не размещают в ЕИС информацию о своих закупках и заключенных договорах. По оценкам участников рынка закупок, речь идет о примерно 3 тыс. госкомпаний, на долю которых может приходиться до 50% от общего объема закупок таких организаций.

Частично это подтверждается данными «Корпорации МСП», которая ранее сообщала о том, что по итогам 2022 года крупнейшие госкомпании (3 тыс. федерального уровня и 9 тыс. регионального) заключили с субъектами МСП договоры на 7 трлн рублей.

Помимо этого, по словам источника, поручение правительства предусматривает также проработку вопросов введения электронного актирования для договоров госкомпаний с субъектами МСП, осуществления закупок подсанкционных госкомпаний у малого бизнеса (речь идет о закрытых конкурентных закупках) на всех восьми электронных торговых площадках (ЭТП), отобранных правительством РФ для проведения госзакупок. В настоящее время подсанкционные госкомпании могут проводить конкурентные закупки в электронной форме только на специализированной ЭТП АСТ-ГОЗ, к которой в ближайшее время могут присоединиться еще две площадки. Кроме того, некоторые подсанкционные госкомпании проводят свои закупки неконкурентными способами в «закрытых контурах» неспециализированных ЭТП.

Соответствующие предложения, включая проекты нормативных правовых актов (при необходимости), должны быть направлены в правительство РФ до 10 июля текущего года.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2980

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2023 года по делу №А56-87240/2022

ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» (далее – заказчик) в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) проводило закупку в форме отбора предложений на оказание услуг по физической охране объектов заказчика, победителем которой была признана заявка, поданная коллективным участником. Вместе с тем другой участник закупки ООО «Частная охранная организация «ЛИНК-1» (далее – общество) посчитал, что приложенное к победившей заявке соглашение о коллективном участии в закупке составлено с многочисленными нарушениями, в том числе с отсутствием существенных условий, что свидетельствует о его ничтожности. В этой связи общество обратилось в суд с исковыми требованиями о признании результатов закупки недействительными.

Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано, однако общество с решением суда не согласилось, обжаловав его в порядке апелляционного производства.

Рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения принятого по делу решения не нашел. Так, апелляционная коллегия обратила внимание, что требования общества не подлежат удовлетворению ввиду следующего:

- в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;

- Закон № 223-ФЗ не содержит формы соглашения коллективного участника, либо иных специальных требований к содержанию соглашения о коллективном участнике;

- корпоративным заказчикам предоставлено право самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности;

- изложенные в документации о проведении отбора предложений требования, предъявляемые к содержанию соглашения о коллективном участии в закупке, в рассматриваемом случае были соблюдены.

- закупочная комиссия не оценивает механизм распределения и объем вознаграждения каждого из участников в коллективной заявке, порядок распределения трудовых ресурсов, поскольку иное означало бы вмешательство в самостоятельную хозяйственную деятельность юридических лиц;

- закупочная комиссия не наделена правом проведения правовой экспертизы соглашений о коллективном участии в закупке в части признании их недействительными (ничтожными) сделками по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, квалификации их в качестве того или иного вида правоотношений, признания их незаключенными по смыслу и в целях применения правил главы 28 Гражданского кодекса РФ.

Источник Ссылка

Анонс вебинара


УФНС России по Московской области приглашает налогоплательщиков 30 июля 2025 года в 11:00 часов принять участие в вебинаре 

Тема вебинара: «Развитие отраслевых методов анализа при планировании выездных налоговых проверок».

Спикер:  начальник отдела анализа и планирования налоговых проверок Магомед Муртузалиев

Модератором на вебинаре выступит председатель Московского областного отделения Российского союза налогоплательщиков, председатель Общественного совета при УФНС России по Московской области Вадим Винокуров.

Для участия в вебинаре не нужно предварительно регистроваться, необходимо после начала вебинара войти в вебинар и ввести свое имя. Вебинары проводятся с использованием ПО TrueConf. По окончании мероприятия, на этой странице будет выложена запись.

Новости