ПРАВОВОЙ ОБЗОР 28.08.2023 – 01.09.2023 (ЗИТ)


image

06.09.2023

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

III. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1. Вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2022 № 2378 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона»

(далее – постановление)

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212230057?ysclid=lm4uoy2gm9173391753)

Постановление вступило в силу с 01.09.2023. Оно предусматривает обновление Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и Правил проведения такого аукциона.

В частности, скорректированы отдельные сроки. Например, договор водопользования должен быть подписан сторонами в течение 20 рабочих дней после завершения аукциона и оформления протокола аукциона или срока, указанного в извещении о проведении аукциона.

Если при рассмотрении заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование установлено, что договор водопользования должен быть заключен по результатам аукциона, начинается процедура подготовки к проведению аукциона, о чем организатор аукциона информирует заявителя в срок, не превышающий 12 рабочих дней со дня поступления его заявления.

В случае направления заявления о предоставлении водного объекта в пользование в форме электронного документа с использованием единого или регионального портала госуслуг, а также ведомственных информационных систем исключается необходимость представления копии документа, удостоверяющего личность для физических лиц, документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, согласия на обработку персональных данных.

В случае отсутствия технической возможности подачи заявления с использованием указанных способов заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в исполнительный орган или орган местного самоуправления непосредственно либо через МФЦ на бумажном носителе или направлены по почте ценным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения.

1.2. Вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 № 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

(далее – постановление)

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302220011?ysclid=lm67vkewgz58766882)

Постановление вступило в силу 01.09.2023. Им установлены новые правила подготовки и заключения договора водопользования. Граждане, ИП и организации смогут быстрее заключать договоры, для которых не нужно проведение аукциона. Срок предоставления госуслуги сокращен с 30 календарных до 15 рабочих дней. Это коснется лиц, предоставляющих услуги в сфере судоремонта, организаций детского отдыха и санаторно-курортного лечения, а также тех, кто реализует проекты в сфере гидроэнергетики.

Согласование условий водопользования и подготовка разрешительных документов переведены в электронный вид. Уже принятые решения будут зарегистрированы в водном реестре. Получить выписку из реестра можно будет в форме электронного документа.

Постановление будет действовать в течение 6 лет с даты его вступления в силу.

1.3. Вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 № 270 «О некоторых вопросах использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства»

(далее – постановление)

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302210027?ysclid=lm4uvbgtre259063983&index=1)

Постановление вступило в силу с 01.09.2023. Предусмотренные постановлением изменения касаются использования земельных участков в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее – охранные зоны).

В частности, постановление предусматривает изменение Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 (далее – Правила).

Так, поправки дополнили установленный в пункте 8 Правил перечень действий, осуществление которых запрещено в охранных зонах. Теперь в таких зонах будет запрещено:

- убирать, уничтожать, перемещать, засыпать и повреждать предупреждающие и информационные знаки (либо предупреждающие и информационные надписи, нанесенные на объекты электроэнергетики);

- производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ);

- осуществлять использование земельных участков в качестве испытательных полигонов, мест уничтожения вооружения и захоронения отходов, возникающих в связи с использованием, производством, ремонтом или уничтожением вооружений или боеприпасов.

Кроме того, постановлением дополнен пункт 9 Правил, определяющий, какие действия запрещено осуществлять в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт. Так, помимо запретов, указанных в пункте 8 Правил, в соответствующих охранных зонах будет запрещено:

- осуществлять остановку транспортных средств на автомобильных дорогах в местах пересечения с воздушными линиями электропередачи с проектным номинальным классом напряжения 330 кВ и выше (исключительно в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

- устанавливать рекламные конструкции.

Также постановлением были изменены параметры зданий и сооружений, размещение которых допускается в охранных зонах. В частности, в охранных зонах допускается размещение зданий и сооружений при соблюдении следующих параметров:

- размещаемое здание или сооружение не создает препятствий для доступа к объекту электросетевого хозяйства;

- расстояние по горизонтали от элементов зданий и сооружений до проводов воздушных ЛЭП напряжением до 1 кВ с неизолированными проводами должно быть не менее 1,5 метра — от выступающих частей зданий, террас и окон; не менее 1 метра — от глухих стен;

- расстояние по горизонтали от элементов зданий и сооружений до токопроводящих жил кабелей должно быть не менее 1 метра — от выступающих частей зданий, террас и окон; не менее 0,2 метра — от глухих стен зданий, сооружений и др.

При обнаружении в охранных зонах зданий и сооружений, размещенных с нарушением вышеуказанных требований, владельцы объектов электросетевого хозяйства направляют заявление об этих фактах в Ростехнадзор и вправе обратиться с требованием об устранении допущенных нарушений в суд, органы исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях.

1.4. Вступил в силу Федеральный закон от 10.07.2023 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

(далее – Федеральный закон)

(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307100024?index=1)

Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2023. Федеральным законом установлено, что в случае, если в соответствии со статьей 28.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) утвержден Единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа, в том числе применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, частям населенного пункта, подготовка и утверждение правил землепользования и застройки поселения, муниципального округа, городского округа, в том числе применительно к территориям указанных населенных пунктов, их частям, не осуществляются, а ранее утвержденные правила землепользования и застройки поселения, городского округа, в том числе применительно к территориям указанных населенных пунктов, их частям, подлежат признанию утратившими силу.

Также установлено, что порядок подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом если решение о подготовке документации по планировке территории, решение о внесении изменений в такую документацию были приняты уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления до дня вступления в силу порядков подготовки и утверждения документации по планировке территории, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 8.1 и 18 статьи 45 ГрК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), утверждение документации по планировке территории, подготовленной на основании таких решений, изменений в документацию по планировке территории, подготовленных на основании таких решений, осуществляется в соответствии с частями 8.1, 18, 19 и 20 статьи 45 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

1.5. Вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2023 № 857 «Об утверждении требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства и Правил согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства»

(далее – постановление)

(http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202305300042)

Постановление вступило в силу с 01.09.2023. Им утверждены требования к архитектурно-градостроительному облику (далее - АГО) объекта капитального строительства и правила его согласования.

Постановление было разработано Минстроем РФ в развитие положений федерального закона, расширяющего возможности муниципальных властей по регулированию застройки в городе и других населённых пунктах.

К 1 сентября 2023 года органы местного самоуправления должны утвердить в правилах землепользования и застройки территории, на которых будет требоваться согласование АГО возводимых и реконструируемых зданий и сооружений. В их границы будут включены исторические центры городов и поселений, участки ансамблевой застройки и другие территории значимые для муниципалитета.

Постановление направлено на исключение субъективного подхода при согласовании АГО и возможных злоупотреблений со стороны местных властей.

В градостроительном регламенте будут указываться требования к колористическим характеристикам, отделочным материалам, остеклению фасадов зданий и сооружений, размещению на них технического и инженерного оборудования.

Еще одно нововведение – это правила согласования АГО. Для прохождения процедуры инициатор строительства направляет на рассмотрение в уполномоченный орган разделы проектной документации со схемой планировочной организации земельного участка и объемно-планировочными и архитектурными решениями. Представленные материалы оцениваются на предмет соответствия требованиям к АГО, указанным в градостроительном регламенте, в течение 10 дней. В случае отказа в согласовании дополнительно должны быть представлены обоснование и рекомендации к доработке материалов.

Постановление действует до 01.09.2028.

1.6. Вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2023 № 703 «Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования»

(далее – постановление)

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305080001?ysclid=lhpaytemuy623851605)

Постановление вступило в силу с 01.09.2023. Им определены характеристики вспомогательных сооружений и построек, которые могут возводиться рядом с основным зданием без выдачи разрешения на строительство.

Так, постановлением определяется площадь, месторасположение, высотные и иные характеристики вспомогательных объектов в зависимости от различных случаев строительства. В частности, при строительстве промышленных объектов вспомогательная постройка не может иметь площадь более 1,5 тыс. кв. м. А высота вспомогательных построек на приусадебных участках или участках, где ведётся индивидуальное жилищное строительство, не должна превышать трёх этажей или 20 м.

Появление чётких критериев, по которым можно определить сооружения и постройки как вспомогательные, позволит уменьшить количество судебных споров и обращений граждан в различные ведомства, а также снизить издержки застройщиков на возведение таких объектов.

Определение критериев вспомогательных сооружений и построек – одно из мероприятий «дорожной карты» трансформации делового климата «Реинжиниринг правил промышленного строительства», которая была утверждена Правительством РФ в 2021 году. Её реализация позволит сократить длительность и снизить стоимость инвестиционно-строительного цикла, устранить избыточные требования, тормозящие создание промышленных объектов.

Постановление действует до 01.09.2028.

1.7. Вступил в силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2023 № 248/пр «О внесении изменений в форму градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № 741/пр»

(далее – Приказ)

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305100014)

Приказ вступил в силу с 1 сентября 2023 года. Приказом была дополнена форма градостроительного плана земельного участка и Порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № 741/пр» (далее соответственно – Форма, Порядок).

Так, Форма дополнена новым разделом 12, который будет содержать в себе информацию о требованиях к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства. В свою очередь Порядок дополнен главой XIV, которая устанавливает порядок заполнения раздела 12 Формы.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. В России могут принять закон, который обяжет дачников работать на своих участках.

Заброшенных земельных участков должно стать меньше. В октябре в Правительство планируется внести законопроект, который должен закрепить в Земельном кодексе понятие «освоение земельных участков, находящихся в границах населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков». В мае следующего года он должен быть внесен в Госдуму. Эти сроки предусмотрены утвержденным Правительством планом мероприятий по совершенствованию законодательства, направленного на повышение эффективности использования земель.

Предлагается также закрепить в Земельном кодексе сроки освоения земли и перечень мероприятий, которые необходимы для освоения участка, пояснили в Росреестре. Такой подход, с одной стороны, обеспечит защиту правообладателя от контрольно-надзорных мероприятий в этот период, а с другой стороны, определит четкие и понятные правила поведения. Срок освоения предлагается установить равным трем годам. Это представляется достаточным, отметили в Росреестре, чтобы подготовить земельный участок к строительству (если это, например, участок для строительства индивидуального дома), подвести временные сети, огородить его, подготовить проект строительства и пр.

Росреестр разработал комплексный законопроект по повышению эффективности использования земли, рассказывал ранее на «прямой линии» в «Российской газете» замруководителя Росреестра Алексей Бутовецкий. Предлагается в целом пойти по пути закона об обороте земель сельхозназначения, пояснил он.

Штрафовать и изымать участки поголовно не будут. Цель в другом: в использовании земель по назначению.

«Правительством для них установлены признаки неиспользования: закочкаренность, закустаренность, показатели по порче почв и другие. По остальным же категориям такого регулирования нет, а заброшенные промзоны, гаражные кооперативы и СНТ, пустыри - есть. И мы как надзорный орган видим здесь пробел. Например, председатель жалуется, что на участке вырос бурьян, борщевик, провалилась крыша дома, в нем поселились люди без определенного места жительства и превратили территорию в свалку. А мы не можем реагировать, потому что критерии не зафиксированы, и, получается, заброшенность – субъективизм».

При определении критериев заброшенности сотрудникам Росреестра будет проще работать с гражданами. «Ни у кого нет идеи всех оштрафовать или изъять участки. Перераспределение собственности - это не государственная задача. Наша цель - использование земли по назначению», - подчеркнул Бутовецкий.

Законопроектом предполагается, что хозяин будет получать предписание о необходимости привести участок в порядок. Если он не отреагирует, тогда уже включатся государственные механизмы и возможно привлечение к ответственности.

Источник: https://rg.ru/2023/08/30/dachnikov-priuchat-rabotat-na-svoih-uchastkah-chto-neobhodimo-izmenit-v-zakone.html

III. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Решение Московского областного УФАС России от 25.08.2023 по жалобе № 31547/23

Комитетом по конкурентной политике Московской области был организован аукцион в электронной форме по продаже имущества, находящегося в собственности Орехово-Зуевского городского округа Московской области. Позднее организатор аукциона отказался от его проведения. Вместе с тем в Московское областное УФАС России (далее – управление) поступила жалоба, согласно доводам которой организатор аукциона неправомерно отменил аукцион, не указав конкретное основание его отмены.

Рассмотрев жалобу по существу, Комиссия Управления не нашла оснований для признания жалобы обоснованной. Так, в своей жалобе заявитель сослался на нарушение организатором аукциона пункта 107 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее – Правила).

Комиссия управления в свою очередь отметила, что аукцион организуется и проводится в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации имущества) и Положением «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» (далее – Положение). При этом Законом о приватизации и Положением порядок отказа от проведения торгов не установлен.

В свою очередь пунктом 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса – не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. То есть организатор торгов вправе отказаться от проведения аукциона не позднее, чем за три дня до проведения аукциона. При этом в рассматриваемом деле организатор торгов отказался от выбранной даты проведения аукциона за 8 дней до даты проведения аукциона, что говорит об отсутствии нарушений законодательства.

Кроме того, отметила Комиссия Управления, нормы Правил, на которые ссылается заявитель в своей жалобе, не регулируют порядок организации и проведения аукционов по продаже государственного и муниципального имущества.

Источник Ссылка

Новости