31.07.2024
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
22.07.2024 – 26.07.2024
Содержание:
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, позволяющий организациям
с госучастием получать в собственность или аренду земли в границах территорий инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ), следует из базы данных нижней палаты парламента.
Документ устанавливает возможность владения земельными участками
в границах территории ИНТЦ на праве собственности или праве аренды организациями с участием государства. Это, согласно пояснительной записке, «позволит обеспечить строительство объектов инфраструктуры на земельных участках, переданных в собственность организациям с участием государства, в том числе за счет средств таких организаций».
Под организацией с участием государства понимается юрлицо, в уставном капитале которого доля (вклад, количество акций) РФ и (или) ее субъекта превышает 50% и (или) они вправе прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли).
К организациям с госучастием относятся и стратегические акционерные общества, госкомпании, госкорпорации, а также дочерние хозобщества таких организаций,
в которых эти организации вправе прямо или косвенно распоряжаться более 50% голосов в высшем органе управления «дочки» либо назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления.
Законопроект допускает передачу земельных участков в границах территории ИНТЦ в аренду (субаренду) или доверительное управление управляющей компании или лицу, участвующему в реализации проекта и являющемуся организацией
с участием государства. Это позволит обеспечить владение и пользование этими участками в целях создания и (или) развития инфраструктуры ИНТЦ в соответствии с направлениями деятельности данного центра.
Данные изменения также направлены «на возможность оперативной передачи их в аренду (субаренду), а также доверительное управление в границах ИНТЦ профильным организациям, входящим в единую с организацией с участием государства структуру, выполняющим функции застройщика и (или) эксплуатирующей организации», говорится в пояснительной записке.
Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях разработанный Росреестром законопроект «О внесении изменений в статьи 11 и 39 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 18 Федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект), который призван упростить процедуру оказания государственных и муниципальных услуг
в сфере земельных отношений. В частности, граждане и представители бизнеса смогут в электронном виде подготовить необходимые документы с помощью цифрового сервиса «Земля просто», который разрабатывается на базе ФГИС «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных» (ФГИС ЕЦП НСПД).
Законопроект разработан в рамках дорожной карты по повышению эффективности использования земли в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 23 августа 2023 г. № 2270-р.
Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных» введена в эксплуатацию ведомством в 2023 году в рамках государственной программы, утвержденной Правительством Российской Федерации 1 декабря 2021 года.
«Одна из основных задач объединения пространственных данных и создания ФГИС «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных» (ФГИС ЕЦП НСПД) - обеспечение новых возможностей для граждан
и бизнеса по поиску, предоставлению земельных участков, получению государственных и муниципальных услуг в сфере земли и недвижимости в удобном формате единого окна, в том числе в составе строительного цикла. В этих целях Росреестром разработан законопроект, который предусматривает оказание таких услуг с использованием цифрового сервиса НСПД «Земля просто». С его помощью можно будет подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также сформировать участок с использованием всего имеющегося набора пространственных данных из различных информационных систем федерального и регионального уровня», - сообщила заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации Елена Мартынова.
Она отметила, что в настоящее время заинтересованному лицу для подготовки схемы расположения земельного участка приходится либо обращаться
к кадастровому инженеру, на что уходит дополнительное время и средства, либо пользоваться информационными ресурсами, которые не содержат полного объема пространственных данных.
«Законодательные изменения повысят скорость и сократят стоимость получения услуги для человека, позволят минимизировать ошибки при образовании земельного участка. Как следствие, будут снижены риски отказа и повторного обращения за услугой», - добавила заместитель руководителя Росреестра.
Отдельные положения законопроекта уточнены ко второму чтению.
В частности, также предусмотрена возможность при оказании государственных
и муниципальных услуг использовать сведения ФГИС ЕЦП НСПД. Это актуальные
и легитимные открытые пространственные данные, полученные из различных информационных систем и ресурсов органов публичной власти. Данные изменения позволят сократить сроки оказания государственных и муниципальных услуг, снизить количество приостановлений и ошибок со стороны уполномоченных органов.
Вступление изменений в силу запланировано на 1 января 2025 года. К этому времени будет обеспечена полная техническая готовность работы сервиса.
2.1. В.В. Путин предложил бесплатно передавать земли за устранение вреда природе
Правительству поручено продумать порядок, по которому лица, за свой счет устранившие причиненный кем-то природе вред, могли бы получать очищенные таким образом земельные участки.
Президент России Владимир Путин поручил правительству проработать возможность безвозмездной передачи земель лицам, которые очистили эти участки за свой счет. Об этом говорится в утвержденном главой государства перечне поручений по итогам Петербургского международного экономического форума, который прошел 5–8 июня, следует из материалов на сайте Кремля.
Президент предложил предоставлять на безвозмездной основе земли,
«не ограниченные в обороте, лицам, которые обеспечивают за счет собственных средств ликвидацию накопленного вреда окружающей среде на этих земельных участках».
Соответствующие предложения кабинет министров должен подготовить
до 1 октября 2024 года. Ответственным за выполнение поручения назначен председатель правительства Михаил Мишустин.
(Источник: https://realty.rbc.ru/news/66a0e2a49a79474ce224da44)
2.2. Заработает «зелёный» ГОСТ в частном строительстве
С 1 августа 2024 года в России начнет действовать государственный стандарт зелёного (экологического и энергоэффективного) индивидуального жилищного строительства. «Зелёные» стандарты повысят качество ИЖС и энергоэффективность загородных домов, считают в правительстве.
ГОСТ — это не правила, а рекомендации. Но их нужно обязательно соблюдать застройщикам, если они хотят получить сертификаты соответствия на свои проекты.
Стандарт включает 45 критериев, среди которых архитектура, экологическая безопасность и инфраструктура, энергоэффективность и инженерное обеспечение здания, отходы производства и потребления. В зависимости от количества учтённых критериев объекту ИЖС будет присуждаться одна из оценок: «Золото», «Серебро» или «Бронза». Суммарно проект может набрать 90 баллов.
«Применение нового национального стандарта при строительстве повысит качество и комфорт проживания граждан в частных домах, сократит затраты
на энергоресурсы, снизит потребность в новых генерирующих мощностях,
что окажет положительное влияние и на экологию», — отмечал ранее вице-премьер страны Марат Хуснуллин.
(Источник: https://rg.ru/2024/05/27/utverzhden-zelenyj-gost-na-individualnye-zhilye-doma.html)
3.1. Снос самовольной постройки возможен на любом этапе
Пленумом ВС РФ окончательно разъяснено, что требование о сносе самовольной постройки, возведенной на земельном участке, предоставленном
в аренду, может быть заявлено арендодателем независимо от требования
о расторжении договора и возврате земельного участка. Уполномоченный орган обратился с требованием о сносе самовольной постройки, возведенной на земельном участке, переданном в аренду для размещения временного сооружения.
В обоснование иска указывал, что 21 участок предоставлен для размещения некапитального объекта из легковозводимых конструкций, возведения объекта капитального строительства (магазина) условия договора не предполагали, разрешительной документации на строительство ответчик не получал, возведение спорного объекта нарушает правовой режим земельного участка. Возражая против удовлетворения требования, арендатор участка ссылался на то, что ему предоставлен участок в аренду сроком на 10 лет под размещение объекта, до окончания срока договора аренды он законно занимает участок и без предъявления к нему требования о расторжении договора оснований для заявления требования о сносе объекта, не создающего угрозу жизни и здоровью граждан, не имеется. Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, отметив, что вопрос о сносе объекта может быть разрешен по окончании действия договора.
Доказательств того, что спорный объект создает угрозу жизни и здоровью граждан, не представлено. Суд апелляционной инстанции решение отменил, требование удовлетворил, указав следующее. Самовольной постройкой является объект недвижимости, отвечающий любому из признаков, названных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Истец ссылался на то, что в нарушение согласованного в договоре порядка использования участка ответчик без получения необходимых в силу закона согласований и разрешений возвел объект недвижимости. Возведение спорного объекта также противоречит утвержденным правилам землепользования и застройки, не предусматривающим размещение в производственной зоне, в которой расположен арендованный земельный участок, объектов розничной торговли. Ответчик данные обстоятельства не опроверг.
С учетом положений статьи 222 ГК РФ спорный объект является объектом самовольного строительства, правовым последствием возведения которого является снос такого объекта или приведение его в соответствие с установленными параметрами. В соответствии с положениями статьи 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. При этом законодательство
(ни гражданское, ни земельное) не ставит решение вопроса о сносе самовольно возведенного объекта на земельном участке, предоставленном в аренду,
в зависимость от заявления или удовлетворения требования о возврате земельного участка. Напротив, исходя из положений пункта 4 статьи 46 ЗК РФ именно невыполнение обязанности по сносу самовольной постройки или ее приведению
в соответствие с установленными требованиями в сроки, установленные решением суда, предоставляет право арендодателю земельного участка, находящегося
в публичной собственности, прекратить договорные отношения путем одностороннего отказа. С учетом положений части 9 статьи 16 Закона № 340-ФЗ нормы пункта 4 статьи 46 ЗК РФ в редакции этого закона применяются также
в случаях, если решение о сносе самовольной постройки принято в соответствии с ГК РФ до дня вступления в силу Закона № 340-ФЗ (4 августа 2018 г.) и самовольная постройка не снесена в срок, установленный данным решением.
Таким образом, требование арендодателя о сносе самовольной постройки, возведенной в данном случае на публичном участке без его согласия, может быть заявлено независимо от заявления требования о расторжении договора и возврате земельного участка и подлежит рассмотрению по существу.
Источник Ссылка