ПРАВОВОЙ ОБЗОР 26.08.2024 – 30.08.2024 (ЗИТ)


image

04.09.2024

ПРАВОВОЙ ОБЗОР

26.08.2024 – 30.08.2024

Содержание:

  1. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  3. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
  4. III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
  5. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  6. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1. Госдума в I чтении одобрила законопроект № 633238-8 о требованиях к оценщикам государственного имущества

Госдума приняла в первом чтении законопроект об установлении дополнительных требований к оценщикам государственного и муниципального имущества в целях повышения качества и прозрачности их деятельности.

Документ внесен правительством РФ и направлен на совершенствование правового регулирования оценочной деятельности. В нем уточняются требования к оценщикам государственного и муниципального имущества, а также порядок обеспечения имущественной ответственности при оценочной деятельности и процедура возмещения убытков.

Привлекать для оценки такого имущества можно будет как оценочные компании, так и частнопрактикующих оценщиков. Опыт работы таких компаний должен составлять не менее пяти лет. В их штате должно быть минимум пять сотрудников, два из которых обязаны отвечать дополнительным требованиям, в том числе в части опыта работы. При этом деятельность оценщиков не должна вызывать нареканий последние три года. Необходимо, чтобы отчет оценщика не признавался судом недостоверным, а саморегулируемая организация (СРО), в которую он входит, не принимала решений о приостановке его деятельности.

Законопроект расширяет основания для возмещения убытков за некачественные услуги оценщиков. Возмещать их оценщики будут, даже если оценка не была обязательной, а отчет было невозможно использовать. При этом сумма убытков, подлежащих возмещению, не должна превышать максимальную из двух величин: при обязательной оценке - пятикратную стоимость услуг, или 10 миллионов рублей, в прочих случаях - двукратную стоимость услуг, или 5 миллионов рублей.

Законопроект также создает дополнительные условия для повышения уровня контроля за оценщиками со стороны СРО. Он расширяет основания для проверок оценщиков – их можно будет проводить по обращению госорганов. Причем проверки предлагается сделать обязательными, даже если оценщик отзывает и правит отчет после поданной на него жалобы.

( https://sozd.duma.gov.ru/bill/633238-8#bh_note )

  1. II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. ЧТО ТАКОЕ ЗОНЫ ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ

Статья 105 Земельного кодекса РФ включает в общий перечень из 28 видов зон с особыми условиями использования территорий зоны затопления и подтопления. Зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты.

Зоны затопления устанавливаются в отношении:

В свою очередь зоны подтопления прилегают к зонам затопления и делятся на типы:

        Официально, в соответствии с нормами постановления Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 "О зонах затопления, подтопления", зоны затопления, подтопления устанавливаются решением территориальных органов Росводресурсов на основании предложений региона. Сведения о границах этих зон должны содержать графическое описание местоположения границ и перечень координат характерных границ таких зон.

  Зоны затопления, подтопления считаются установленными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления запрещаются:

Речь можно вести либо о строительстве некапитальных объектов, либо, если стоит вопрос о строительстве капитального объекта, то нужно заметить, что указанное строительство все же возможно. Просто необходимо обеспечить возводимый объект капитального строительства сооружениями и методами инженерной защиты от негативного воздействия вод.

Нарушение режима в границах зоны затопления, подтопления в соответствии со статьей 8.44 КОАП РФ влечет наложение административного штрафа:

Учитывая, что новое строительство зданий в зоне затопления, подтопления возможно только при соответствующем обеспечении сооружениями и методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод нужно понимать, что входит в систему инженерной защиты территории.

Водный кодекс РФ, определяя ответственность за создание сооружений и реализацию методов инженерной защиты территории наделяет ею органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Важно, что в отношении земельных участков, находящихся в собственности или на ином праве юридических и физических лиц осуществлять меры инженерной защиты обязаны, сами правообладатели земельных участков. Тот же Водный кодекс РФ ограничивается перечислением объектов и методов инженерной защиты, называя:

Инженерная защита застраиваемых территорий должна предусматривать создание единой комплексной территориальной системы или устройство локальных приобъектных систем, обеспечивающих эффективную защиту от наводнений, затопления и подтопления при создании водохранилищ и каналов, от повышения уровня грунтовых вод, вызываемого строительством и эксплуатацией зданий, сооружений и сетей. Проекты инженерной защиты должны быть взаимосвязаны с документами территориального планирования и документацией по планировке территорий.

К сооружениям инженерной защиты территорий от затопления и подтопления относятся: дамбы обвалования, дренажи, дренажные и водосбросные сети, нагорные водосбросные каналы, быстротоки и перепады, трубопроводы и насосные станции. В зависимости от природных и гидрогеологических условий защищаемой территории системы инженерной защиты могут включать как несколько вышеуказанных сооружений, так и отдельные сооружения. Конкретный объем сооружений и методов инженерной защиты определяется в проекте инженерной защиты, в котором будет определено:

(Источник: http://asergroup.ru/blog/kak-postroit-dom-v-zone-zatopleniya-ot-vodnogo-obekta/ )

  1. III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Кассационное определение по делу № 49-КАД22-11-К6

Верховный Суд в Кассационном определении от 1 марта 2023 г. по делу № 49-КАД22-11-К6 высказался о допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, до возведения защитных сооружений.

Буркиным и их несовершеннолетним детям как многодетной семье на основании договора безвозмездной передачи был предоставлен в собственность земельный участок с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, не имеет обременений, располагается в границах сложившейся застройки индивидуальными жилыми домами.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 января 2013 г. № 22 был утвержден реестр населенных пунктов, попадающих в зоны подтоплений (затоплений), вызванных гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами. В реестр вошло с. Заливной Стерлитамакского района РБ с водным объектом «Юмагузинское водохранилище» с риском катастрофического затопления вследствие аварии на гидротехнических сооружениях. Согласно выписке из ЕГРН предоставленный Буркиным земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории.

21 июля 2021 г. уведомлением МКУ «Управление архитектуры, градостроительства и имущественных отношений муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан» Буркиным было сообщено о недопустимости размещения объекта ИЖС на принадлежащем им на праве собственности земельном участке в связи с его нахождением в зоне затопления, подтопления. При этом учреждение ссылалось на ч. 6, 7 ст. 67.1 Водного кодекса РФ.

В связи с этим Буркины обратились в суд с административным исковым заявлением о признании уведомления незаконным. Суд удовлетворил заявленные требования, на учреждение была возложена обязанность по пересмотру вопроса о выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта ИЖС установленным параметрам. Сославшись на положения ч. 7 ст. 67.1, п. 1 и 17 ст. 24, п. 4 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса, первая инстанция пришла к выводу, что отнесение земельного участка к зоне затопления (подтопления) не устанавливает безусловный запрет на ИЖС. Данные нормы предусматривают обязанность собственника водного объекта осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, в том числе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании.

Верховный Суд РБ отменил решение первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований. Апелляция установила, что земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий, и сделала вывод о том, что в силу вышеприведенного правового регулирования установлен запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления, в связи с чем полагал правомерным оспариваемое уведомление. С такими выводами согласился и кассационный суд.

Впоследствии административные истцы подали кассационную жалобу в Верховный Суд. Рассмотрев дело, Судебная коллегия по административным делам ВС пояснила, что затопление и подтопления согласно п. 16 ст. 1, ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты. В целях предотвращения такого воздействия, ликвидации его последствий в соответствии с названным Кодексом принимаются меры по обеспечению инженерной защиты территорий и объектов.

В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. При этом, указал ВС, инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод осуществляется в порядке, предусмотренном российским законодательством о градостроительной деятельности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство (ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса).

ВС уточнил, что в соответствии со ст. 51.1 ГК РФ застройщик в целях строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции, содержащее сведения, указанные в ч. 1 данной статьи, и прикладывает соответствующие документы. Однако информация об обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления в случае расположения земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территории не входит в перечень вышеупомянутых сведений и документов. Более того, добавил Суд, предотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на таких земельных участках возможно в том числе при обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления в процессе возведения жилого дома, в том числе собственником земельного участка.

Суд принял во внимание, что Генеральный план Наумовского сельского поселения Стерлитамакского муниципального района РБ, утвержденный решением Совета данного сельского поселения от 7 июня 2017 г., содержит сведения о наличии комплекса мероприятий по инженерной защите территорий от временного затопления и возможного катастрофического затопления, в том числе земель в с. Заливной.

Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу, что судебные акты апелляционной и кассационной инстанции вынесены с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела, в связи с чем отменил их и оставил в силе решение первой инстанции.

 

Источник Ссылка

Новости