11.07.2025
11 июля в России отмечается День художника по свету, или гаффера. Этот профессиональный праздник был учрежден в честь русского электротехника Александра Лодыгина, который получил патент на изобретение лампы. Несмотря на то что художник по свету часто остается незаметным за кадром, его работа играет ключевую роль в создании атмосферы и настроения на съемочной площадке.
Специалисты по освещению, участвовавшие в создании таких фильмов и сериалов, как «Победа» и «Значит, нам туда дорога», поделились своими знаниями о тонкостях освещения. Петр Лавринчук, бригадир группы гафферов шестисерийной докудрамы «Победа», рассказал о деталях освещения, необходимых для разных сцен. Большинство из них снимались в дневное время, и для позитивных эпизодов специалисты оставляли на портретах чистый солнечный рисунок, в то время как теневую сторону делали ярче.
Лавринчук объяснил, что в каждой сцене необходимо учитывать множество факторов. В дневных интерьерных сценах основным источником света становится окно, а в ночных сценах ключевых источников может быть несколько — луна, уличный фонарь или свет из окон. В драматических сценах важно минимизировать солнечный рисунок на лицах, усиливая теневую сторону.
Гафферы могут создать эффект солнечного света даже в пасмурную погоду, используя мощные осветительные приборы со специальной линзой Френеля. Эта линза позволяет максимально использовать мощность источника света, фокусируя до 98 процентов светового потока. В интерьере имитация солнечного света достигается с помощью спецэффектов, таких как дым. При правильной концентрации дыма и мощности осветительного прибора солнечные лучи становятся видимыми в кадре, создавая красивый и реалистичный эффект.
Петр Лавринчук отметил, что они стараются сохранить изображение в первозданном виде, минимально изменяя свет. По его мнению, если зритель не замечает осветительные приборы в кадре, это признак высшего мастерства. Гаффер подключается к съемкам на стадии технического освоения, когда уже утверждены объекты. Он работает в тесном сотрудничестве с оператором и режиссером, чтобы понять их видение и создать нужную атмосферу.
Ключевые источники света задаются естественно: на натурных съемках это солнце, а в интерьере — свет из окон. В ночных сценах гафферы расставляют светильники и при необходимости усиливают их приборами. Каждый источник света играет свою роль, создавая художественные портреты и красивые кадры.
Источник Ссылка