ПРАВОВОЙ ОБЗОР 13.10.2025 – 17.10.2025


image

21.10.2025

Государственные и муниципальные закупки

(блок Федерального закона № 44-ФЗ)

 

 

1. Изменен перечень банков, на банковские счета которых вносятся денежные средства для обеспечения заявок по закупкам по 44-ФЗ.

Из перечня банков исключены:

1) АО «БМ-Банк»,

2) АО ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ).

Где читаем? Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2025 № 2891-р

 

2. Минздрав России подготовил проект постановления Правительства РФ, предусматривающий централизацию закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Предлагается передать ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» полномочия по определению поставщиков для федеральных и региональных заказчиков, если закупки софинансируются из федерального бюджета в рамках нацпроектов «Продолжительная и активная жизнь» и «Семья».

Также утверждаются правила взаимодействия заказчиков с ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» и сроки предоставления информации для организации таких закупок на 2026 год.

Общественное обсуждение документа продлится до 30.10.2025.

Где читаем? проект постановления (ID 161319)

 

3. Минпромторг России подготовил поправки в ППРФ № 719.

Проектом уточняется перечень требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях её отнесения к товарам, произведённым в России, в отношении шарнирно-сочленённых промышленных роботов, промышленных коллаборативных роботов и промышленных дельта-роботов.

Таким образом, ППРФ № 719 будет распространяться на большее число товаров промышленной робототехники.

Устанавливается балльная система оценки локализации их производства. Закрепляется минимальное значение баллов в разрезе различных типов роботов на ближайшие пять лет и далее.

Общественное обсуждение документа продлится до 05.11.2025.

Где читаем? проект постановления (ID 161079)

 

4. Минпромторг России подготовил поправки в ППРФ № 1875.

Проект поправок предусматривает включение в приложение № 2
к постановлению № 1875 новых позиций.

Ограничение для целей госзакупок распространят на следующие товары:

катетер баллонный стандартный для ангиопластики;

стенты для коронарных артерий, выделяющие лекарственное средство;

стенты для коронарных артерий, металлические непокрытые.

Общественное обсуждение документа продлится до 29.10.2025.

Где читаем? проект постановления (ID 161276)

 

5. Минфин России разъяснил особенности применения ППРФ
№ 1875:

При осуществлении закупок у единственного поставщика в соответствии
с частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (закупки «с полки») описание объекта закупки не составляется.

Поскольку описание объекта закупки отсутствует, положения подпункта «а» пункта 7 Постановления № 1875, устанавливающие требования к описанию товаров, не подлежат применению.

Особенности определения цен не применяются в случае,
если осуществляется закупка товаров, при которой начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна
из использованных при определении таких цен цена единицы товара
не превышает 5 тыс. рублей (абзац пятый подпункта «г» пункта 7 ППРФ № 1875);

Учитывая, что предусмотренные ППРФ № 1875 особенности определения цен установлены в реализацию положений статьи 22 Закона № 44-ФЗ, положения абзаца пятого подпункта «г» пункта 7 ППРФ № 1875, касающиеся начальной (максимальной) цены контракта, цены единицы товара, применяются
при осуществлении закупок с неопределенным объемом в отношении максимального значения цены контракта, начальной цены единицы товара соответственно.

Где читаем? письмо Минфина России от 14.10.2025 № 24-06-09/99307, письмо Минфина России от 06.10.2025 № 24-06-09/96576

 

6. ФАС России: нарушители санитарных норм не могут быть поставщиками питания в социальные учреждения.

ФАС России даны разъяснения по применению позиции 33 приложения
к ППРФ № 2571, устанавливающей дополнительные требования к участникам закупок услуг общественного питания и поставки пищевых продуктов
для образовательных, медицинских и социальных организаций.

Согласно указанной позиции, участник закупки (или его руководители
и главный бухгалтер) не должен быть привлечен к административной ответственности по статьям 6.3, 6.5–6.7, 14.43, 14.44–14.46.2 КоАП РФ.

ФАС России напомнила, что порядок исчисления срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, установлен статьей 4.6 КоАП РФ.

Так, лицо считается подвергнутым наказанию с даты вступления постановления о привлечении к ответственности в законную силу и до истечения одного года со дня исполнения постановления (или уплаты штрафа,
если это произошло до вступления постановления в силу).

При рассмотрении заявок заказчики должны учитывать именно
этот годичный срок, по истечении которого лицо не считается подвергнутым административному наказанию и может подтвердить соответствие дополнительному требованию декларацией.

Где читаем?

письмо ФАС России от 08.10.2025 № ГР/94541-ПР/25

 

7. Минфин России: разъяснил особенности применения ППРФ
№ 1875 при осуществлении закупок с неопределенным объемом.

Особенности определения цен не применяются в случае,
если осуществляется закупка товаров, при которой начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна
из использованных при определении таких цен цена единицы товара
не превышает 5 тыс. рублей (абзац пятый подпункта «г» пункта 7 ППРФ № 1875);

Учитывая, что предусмотренные ППРФ № 1875 особенности определения цен установлены в реализацию положений статьи 22 Закона № 44-ФЗ, положения абзаца пятого подпункта «г» пункта 7 ППРФ № 1875, касающиеся начальной (максимальной) цены контракта, цены единицы товара, применяются
при осуществлении закупок с неопределенным объемом в отношении максимального значения цены контракта, начальной цены единицы товара соответственно.

Где читаем?

письмо Минфина России от 14.10.2025 № 24-06-09/99307

 

8. Несогласованные дополнительные работы по контракту
не подлежат оплате

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что фактическое выполнение исполнителем работ, не предусмотренных контрактом, и при отсутствии согласования выполнения таких работ с соблюдением требований Закона № 44-ФЗ не порождает обязанность заказчика по их оплате.

По общему правилу без изменения заказчиком первоначальной цены государственного контракта фактическое выполнение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных условиями этого контракта, не может породить обязанность заказчика по их оплате, поскольку в ином случае будут нарушены публичные интересы

Где читаем? Определение ВС РФ № 310-ЭС25-9018 по делу
№ А83-18295/2022

 

9. Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что ошибка закупочной комиссии в расчете баллов участников конкурса по одному из критериев оценки заявок, повлекшая неверное определение победителя торгов,

является основанием для признания торгов и договора заключенного по их итогам недействительными с применением последствий недействительности сделки.

Где читаем? Определение Верховного суда РФ №309-ЭС25-10063 по делу №А60-50930/2024, Решение АС Свердловской области от 13.12.2024 по делу №А60-50930/2024

 

Закупки отдельными видами юридических лиц

(блок Федерального закона № 223-ФЗ)

 

1. Госдума в первом чтении приняла законопроект, предусматривающий административную ответственность за нарушение сроков оплаты по договорам со всеми поставщиками, а не только
с субъектами МСП.

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 7.30.4 КоАП РФ «Нарушение порядка закупок товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц». За задержку оплаты заказчику будет грозить
штраф: для должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей, для юрлиц - от 50 000 до 100 000 рублей.

Где читаем? законопроект № 921844-8

 

2. Оспаривание условий закупки программно-аппаратных комплексов

Комиссией ФАС России рассмотрена жалоба участника закупки
на действия заказчика при проведении закупки программно-аппаратных комплексов. Заявителем оспаривались отсутствие запрета на иностранное ПО, недостаточность характеристик программного обеспечения и неопределенность места поставки. Комиссией установлено, что закупаемое оборудование
с предустановленным ПО не подпадает под ограничения Постановления № 1875, а техническое описание и условия поставки соответствуют требованиям законодательства о закупках. Все доводы жалобы признаны необоснованными.

Где читаем? Решение ФАС России от 07.10.2025 № 223ФЗ-521/25

 

3. Недопустимость дискриминационных требований к участникам закупки

Попытка заказчика установить различное количество баллов в критерии «квалификация участника» в зависимости от статуса трудоустройства главного бухгалтера (основное место работы или совместительство)
и требования к нему справки о судимости была признана неправомерной всеми судебными инстанциями, включая ВС РФ, оставивший дело без пересмотра.

Суды единообразно указали, что качество исполнения бухгалтерских функций объективно не зависит от формы трудового договора, а условие
о предоставлении справки, на получение которой требуется больше времени, чем отведено на подготовку заявки, создаёт необоснованные препятствия
для участников.

Где читаем? Решение АС города Москвы от 29.03.2024 по делу
№ А40-19528/2024
, Определение Верховного суда РФ № 305-ЭС25-10508 по делу № А40-19528/2024

 

Земельно-имущественные торги

 

1. Арбитражный суд рассмотрел спор об оспаривании торгов,
где заявка участника была отклонена из-за отсутствия страниц копии паспорта

Истец подал заявку на электронный аукцион по продаже недвижимости, приложив, по его мнению, все необходимые документы. Однако в день рассмотрения заявок аукционная комиссия обнаружила, что в составе
его заявки отсутствуют две страницы копии паспорта, и не допустила
его к торгам.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований обосновывая свою позицию тем, что на момент принятия решения аукционная комиссия действовала в рамках закона, в материалах заявки объективно отсутствовали необходимые документы. Нарушения, допущенные организатором торгов
не доказаны.

Где читаем? Решение Арбитражного суда Московской области по делу
№ А41-16855/2025

Источник Ссылка

Новости