Дефектологи: как специалисты помогают детям с особенностями развития учиться и общаться в столице


image

19.11.2025

19 ноября в России отмечается Международный день дефектолога. В столичных школах и детских садах работают почти две тысячи специалистов, которые помогают детям с особенностями развития учиться, общаться и осваивать важные навыки. Об этом сообщили в пресс-службе столичного Департамента образования и науки.

Дефектологи оказывают поддержку детям с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, а также с проблемами со слухом, зрением, вниманием и поведением. Главная задача этих специалистов — помочь ребенку развить способности до максимально возможного уровня, адаптироваться к окружающему миру и научиться общаться.

Специализации дефектологов разнообразны. Например, тифлопедагог работает с детьми с нарушениями зрения, сурдопедагог — с ребятами с нарушениями слуха, а олигофренопедагог — с учениками с ментальными нарушениями. Анна Александрова, учитель-дефектолог школы № 1542 и победитель Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России — 2025», отмечает, что дефектолог — это врач, психолог и учитель в одном лице. Она ежедневно работает с детьми, помогая им преодолевать трудности в обучении и развивать внимание, память и мышление.

В своей работе дефектологи используют коррекционные методики, напоминающие игру, и специальные упражнения, направленные на улучшение мышления, памяти, внимания, речи, моторики и навыков общения. Если родители замечают, что ребенок развивается иначе, чем другие дети, или сталкивается с трудностями в обучении, они могут записаться на диагностический прием на портале mos.ru. Для определения необходимости занятий с логопедом или психологом следует обратиться в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию.

Наталья Чигрецкая, учитель-дефектолог в Городском психолого-педагогическом центре, считает, что главная задача таких специалистов — найти подход к каждому ребенку. Она делится примером, когда к ней обратилась мама девочки, не могущей запомнить цифры и путающей геометрические фигуры. В течение учебного года Наталья работала с ученицей, тренируя ее память и используя специальную систему поощрений. В результате девочка освоила счет до 10 и научилась различать фигуры.

Чигрецкая подчеркивает, что работа дефектолога — это поиск обходных путей, когда привычный способ обучения недоступен. Если ребенок не говорит, специалисты учат общаться с помощью карточек и жестов. Если он не может усидеть за партой, занятия проводятся в движении. Результат работы не всегда мгновенен, но каждое маленькое движение вперед приносит радость и удовлетворение как ребенку, так и его семье.

Источник Ссылка

Новости